В матче за мировую шахматную корону между россиянином Яном Непомнящим и китайцем Дин Лижэнем вновь равенство – 3:3.
«Полагаю, я сыграл худшую партию в жизни. Практически каждый ход был плохим. Даже когда у меня был второй шанс в этой ужасной позиции, которая могла стать равной, если бы я играл иначе. Плохой день. Вся моя игра состояла из неточностей», – заявил россиянин после шестой партии, состоявшейся накануне.
Как говорится, не убавить, не прибавить. Без сомнения, анализ того, почему каждый «ход был плохим», день – таким же, да и как вообще могла произойти «худшая партия в жизни», в стане Непомнящего идёт полным ходом.
Возвращаясь к началу роковой партии, трудно констатировать – ничто, дескать, не предвещало. Как раз наоборот. Если брать во внимание две приметы – морскую и собственно шахматную.
Во-первых, символический ход в шестой партии впервые в матче сделал не мужчина. Ферзевую пешку с поля d2 на поле d4 передвинула управляющий директор ФИДЕ Дана Рейзниеце-Озола из Латвии. К тому же, капитан женской сборной мира (старт их матча с казахстанками уже сегодня), ставшая воплощением фольклорного образа «пустых вёдер», угадала первый ход Дина.
А во-вторых на втором ходу Непомнящий уронил пешку. Хорошо, конечно, что не короля, но и так примета не самая приятная. Высшие шахматные силы словно намекали – берегись, Ян, сегодня явно не твой день.
Выбрав Лондонскую систему (Дин Лижэнь продолжает варьировать дебюты), китаец сразу обозначил приоритеты – неплохая позиция на выходе из дебюта белым обеспечена, а дальше, мол, видно будет.
«Я долго не мог решить, какой дебют сегодня сыграть, и выбрал Лондонскую систему в последний момент. Я старался выйти на долгую борьбу, не форсируя события. Я старался сохранять спокойствие после вчерашнего поражения, и этот вариант, по-моему, очень хорошо для этого подходил», – после игры констатировал китайский шахматист.
Нельзя сказать, что «Лондон» так уж поразил Непомнящего. Первые ответные ходы он делал практически со скоростью блица (ну хорошо – рапида). Потому и уронил пешку, к слову. Моторика не успевала за полётом мысли.
В какой-то момент, впрочем, полёт стал отставать. Эсперты представили несколько мнений, в какой именно. Самый ранний – 14-й ход чёрных, приведший к размену коней, что обеспечило белым явный перевес на ферзевом фланге.
В самом деле, вскоре выяснилось, что чёрные перешли к тотальной обороне. А потому для китайца стало полной неожиданностью, когда россиянин попытался организовать контрудар по центру. Дин, задумавшись, допустил две неточности сразу. От Непомнящего в этот момент требовалось найти единственно верные ходы для спасения, но он уверенно прошёл мимо них, и против новой матовой атаки Лижэня ресурсов уже не нашлось.
44-й ход белых стал заключительным в шестой партии. Счёт в матче вновь сравнялся – 3:3.
Что же, нужно констатировать – скучать на матче в Астане не приходится. Последний раз подобная результативность была продемонстрирована в 1981 году, когда в памятном матче за звание чемпиона мира Анатолий Карпов и Виктор Корчной также фиксировали победы в четырёх из шести партий в начале противостояния. Счёт 4:2 на старте матча в итальянском Мерано, в итоге привёл Карпова к защите титула, завоёванного в Багио (помните фильм «Чемпион мира»?).
К слову, оказывается, был матч ещё фееричнее. В 1958 году Михаил Ботвинник с Василием Смысловым лишь раз сыграли вничью в первых шести партиях московского матча. Поведя в счёте 4,5:1,5 очка, Ботвинник вернул тогда себе в итоге шахматную корону (12,5:10,5).
Указанная корона после отказа Магнуса Карлсона от её защиты пока бесхозна. Битва за её обладание продолжится в буранно-морозной Астане завтра.
Cамые свежие новости спорта читайте на портале Nur.kz (https://www.nur.kz/sport/)