В групповых турнирах еврокубков казахстанским клубам, прямо скажем, похвастать особенно нечем.
Разочаровавшая премьера «Астаны» в Лиге конференций, предоставила дополнительную пищу для анализа. Возвращаясь к теме, начатой нашим сентябрьским ретрообзором, подводим сложившиеся на сегодня итоги выступления казахстанских команд в групповых турнирах еврокубков
В уходящем году исполнилось ровно десять лет с момента, когда казахстанский клуб впервые квалифицировался в групповой этап турнира УЕФА – это был карагандинский «Шахтёр», отобравшийся в один из осенних квартетов Лиги Европы. Приняв эту дату как отличный повод к подведению неких рубежных итогов и дождавшись результатов «Астаны», которые были затем без спешки присовокуплены к общему массиву данных, мы готовы поделиться некоторыми цифрами.
Но прежде чем познакомить читателей с получившейся статистикой, вкратце дадим общую оценку выступлению наших представителей на рассматриваемой стадии еврокубков. Кратко сформулировать итоги десятилетия можно так: достижения казахстанцев довольно скромны и слабо отражают потенциал, которым, мы убеждены, располагает наш чемпионат и весь отечественный футбол в целом.
Транслируемые руководящими органами, а также аффилированными с ними структурами/лицами сентенции о поступательном движении местного футбольного хозяйства в ногу со временем и в унисон с коллегами из Старого Света не находят убедительного подтверждения в еврокубках. Откровенно говоря, и «Астана» нынче наглядно это продемонстрировала, мы наблюдаем картину продолжающегося упадка, быстро последовавшего за скачком, которого нашим клубам удалось добиться в середине 2010-х годов.
Чтобы обосновать неутешительный вывод, заострим внимание на собственно динамике казахстанского присутствия в групповых этапах турниров УЕФА. Сначала это была сильная и конкурентная Лига Европы и однажды – престижнейшая Лига чемпионов, теперь же нашим пределом выглядит Лига конференций. И не сказать что это третьесортный, но всё-таки сниженного стандарта, утешительный по своему характеру розыгрыш, где пытаются себя проявить не самые статусные команды. Плюс неудачники вышестоящих турнирных эшелонов, скоропостижно выбывшие из них и пытающиеся спасти свой евросезон.
Понятное дело, что по-иному в течение десятилетия и быть не могло, поскольку Лиги конференций до 2021 года попросту ещё не существовало. Однако стоило только новому турниру возникнуть, представители КПЛ стремительно переориентировались именно на него как на свою основную цель. Вероятно, от того, что мероприятие это менее сложное, менее энергозатратное, но легче достижимое. Пусть и куда менее прибыльное, но ведь главный финансовый раздражитель наших клубов, как мы знаем, находится отнюдь не за рубежом. Что самое неприятное – быстро перестав соответствовать требованиям группового раунда не только Лиги чемпионов, но и второго по значимости турнира, казахстанцы без всякого блеска играют и в более доступной Лиге конференций.
Такой опыт, стоит оговориться, пока ограничивается всего двумя кампаниями, но в обоих добравшийся до осенних баталий действующий чемпион страны («Кайрат» в 2021-м и «Астана» нынче) имел до неприличия бледный вид. Казалось бы, где ещё реализовывать международные амбиции, если не в третьем по рангу турнире. Да вот ни алматинцам, ни астанчанам не случилось оправдать ожиданий болельщиков и специалистов.
Как уже было упомянуто, та же «Астана», опуская собственную планку, в последнее время демонстрировала устойчивое снижение показателей. Так, на две минувшие групповые кампании столичной команды (из 6) выпала половина всех её поражений, зафиксированных на этой стадии (включая 5 разгромных – из 8) и свыше 40 процентов всех её пропущенных в группах мячей. А это, не забудем, наш сильнейший, самый опытный и чаще всего безальтернативный представитель в групповой фазе соревнований УЕФА.
Хотелось бы думать, что наблюдаемый спад – только временная тенденция, и в ближайшем будущем команды Казахстана всё-таки начнут проявлять большую состоятельность. Чаще добираться до осенних баталий (на худой конец той же Лиги конференций) и добиваться там чего-то значимого. Впрочем, грядущая масштабная еврокубковая революция, судя по всему, кардинально трансформирует систему проведения клубных турниров Старого Света, а с ними и принципы участия в них команд, включая казахстанские.
Но пока в запасе ещё есть пара сезонов в привычном формате, неплохо было бы, скажем, попытаться сократить отставание от друзей-соперников азербайджанцев, у которых за плечами «Карабаха» и бакинского «Нефтчи» на двоих 11 участий в групповых стадиях (против наших 8) и три выхода в плей-офф (у нас – один).
Собственно, с этого сравнения, возможно, и стоило начать, чтобы любому, кто смутно представляет себе положение вещей, сразу стало ясно – нижеприведённая статистика как детектор конкурентоспособности отечественного клубного футбола тянет в лучшем случае на корявую троечку. И никак не на высокие оценки, которые подчас норовят выставить сами себе иные функционеры и чиновники от спорта. Итак…
⚽️ Всего в групповых турнирах еврокубков Казахстан был представлен в восьми сезонах, каждый раз выставляя одну команду. В шести случаях (2015–2019, 2023) это была «Астана», по разу до этой стадии доходили карагандинский «Шахтёр» (2013) и алматинский «Кайрат» (2021)
⚽️ В групповых этапах Лиги Европы и Лиги конференций казахстанцы всякий раз оказывались в результате вылета из лигочемпионской квалификации, то есть участвовал в них действующий чемпион страны. «Шахтёр» в 2013-м и «Астана» в 2017-м, претендуя на выход в группу Лиги чемпионов, выбывали в нижестоящий турнир напрямую вследствие поражения в раунде плей-офф главного еврокубка. В остальных сезонах нашим приходилось преодолевать как минимум один раунд Лиги Европы/конференций, прежде чем достичь осенней части розыгрышей
⚽️ «Астана» попробовала силы в групповых этапах всех трёх еврокубковых турниров, «Шахтёру» на этом уровне довелось сыграть только в Лиге Европы, «Кайрату» – в Лиге конференций. «Астане» принадлежит рекордная серия из пяти подряд попаданий в группу и, соответственно, подавляющая часть статистических выкладок – итоги выступления столичной команды
⚽️ Всего один раз нашим удавалось пробиться в плей-офф – это сделала «Астана», занявшая второе место в своей группе Лиги Европы-2017/18. Дважды столичный клуб финишировал третьим (в 2018-м в Лиге Европы и в 2023-м в Лиге конференций). В остальных пяти случаях коллективы из КПЛ занимали последнее место в итоговых таблицах соответствующих квартетов
⚽️ Общее число матчей, сыгранных казахстанскими клубами в еврокубковых группах – 48, в которых одержано 8 побед при 14 ничьих и 26 поражениях. Разница забитых и пропущенных мячей – 46:79 (-33), количество набранных очков – 38
⚽️ Таким образом, выигрывать матчи групповых раундов удавалось исключительно астанчанам, а итоги выступления горняков и кайратовцев почти идентичны.
⚽️ Рекордсменом среди тренеров, возглавлявших отечественные команды в осенней части еврокубков, является болгарский специалист Станимир Стоилов, проведший с «Астаной» три групповых этапа (с 2015 по 2017) и ставший тем самым героем, который вывел подопечных в основную сетку Лиги чемпионов и в 1/16 финала Лиги Европы. Две кампании – на счету Григория Бабаяна, работавшего с теми же астанчанами в 2018-м и 2023-м. По одному групповому раунду во главе казахстанцев провели Виктор Кумыков (Россия, «Шахтёр», 2013), Роман Григорчук (Украина, «Астана», 2019) и Курбан Бердыев (Россия/Туркменистан, «Кайрат», 2021)
⚽️ Авторами голов в цветах казахстанских клубов в групповых раундах преимущественно становились иностранные игроки, забившие 34 мяча (74% от общего числа). На счету казахстанских футболистов – лишь 9 взятий чужих ворот при трёх автоголах соперников
⚽️ Лучшим бомбардиром в рассматриваемой плоскости является ганский полузащитник Патрик Твумаси, в 2015–2017 годах забивший в составе «Астаны» 6 мячей (2 – в Лиге чемпионов, 4 – в Лиге Европы). По 4 раза в тот же период отличились два его одноклубника-легионера – босниец Марин Аничич (1/3) и демократический конголезец Джуниор Кабананга (0/4)
⚽️ По 3 мяча провели хорватский астанчанин Марин Томасов (2 в Лиге Европы и 1 в Лиге конференций), гвинейский кайратовец Хосе Канте и забивавший за «Кайрат» и «Астану» армянин Камо Оганесян (все голы – в Лиге конференций). Оганесян – единственный игрок, поражавший ворота соперников казахстанцев в составе двух разных команд (один гол за алматинцев в 2021 году и два за астанчан в сезоне-2023).
⚽️ По 1 мячу забили: Евгений Тарасов («Шахтёр»), Неманья Максимович, Юрий Логвиненко, Роман Муртазаев, Бактиёр Зайнутдинов, Евгений Постников, Рунар Сигурйонссон, Дмитрий Шомко, Дорин Ротариу, Абзал Бейсебеков (все – «Астана»), Рикарду Алвеш, Вагнер Лав (оба – «Кайрат»). Автоголы: Хакан Балта, Лионель Кароль (оба – «Галатасарай»), Дишон Бернард («МЮ»).