ШЕСТЬ НАСЕЛЕНИЙ КАЗАХСТАНА
Начнём с собственно бюллетеня. В рейтинге Football Money League представлены ключевые показатели и источники доходности двадцати европейских топ-клубов. Кроме того выделены показатели активности клубов в социальных сетях. Как и чем дышат футбольные гранды наглядно продемонстрировано в диаграммах доходности по годам в следующих категориях:
► Прибыль, получаемая в день матча
► Коммерческая прибыль
► Прибыль от продажи телеправ
По совокупной прибыли лидирует английский «Манчестер Юнайтед», достигший отметки в 676 000 000 евро. 48% (325,2 млн.) приходится на коммерческую прибыль, 33% (225,9 млн.) составляют средства от телеправ, и 19% (125,2 млн.) – прибыль, полученная в день матчей. Авторы бюллетеня особо обращают внимание на 44,5 млн евро, полученные от УЕФА за выигрыш Лиги Европы – самую высокую выплату за всё время существования этой Лиги.
Вторую строчку рейтинга занимает мадридский «Реал» с совокупной прибылью 675 000 000 евро. Стоит отдельно отметить, что Королевский клуб имеет самое большое количество подписчиков в Facebook – порядка 106 миллионов человек (почти шесть населений Казахстана!).
Третье место закрепилось за «Барселоной», доходность которой составила 648 000 000 евро. Каталонский клуб на протяжении последних лет показывает стабильный рост доходов.
Четвёртой стала мюнхенская «Бавария», по сравнению с прошлым годов показавшая убыток в 1% и заработавшая 588 000 000 евро.
Пятая и шестая позиции за представителями Английской премьер-лиги (АПЛ) – «Манчестер Сити» (528 000 000 евро) и Арсенал (488 000 000 евро).
Седьмое место уверено занимает французский «Пари Сен-Жермен» с прибылью 486 000 000 евро.
ПОПУЛЯРНЫЙ, СМОТРИБЕЛЬНЫЙ, СВЕРДОХОДНЫЙ
Аналитики Deloitte обращают внимание, что в двадцатку богатейших клубов Европы входят десять команд АПЛ, доходность которых, в основном, складывается за счёт прибыли, получаемой от продажи телеправ. К примеру, «Лестер», занимающий 14-ю позицию в Money League, по итогам сезона заработал 271 000 000 евро. 82% процента из них – 222 млн. евро – составляют выплаты клубу по телеправам.
АПЛ ещё в 2015 году заключила контракт по продаже прав на телевизионные трансляции. Телевизионные каналы SKY и BT согласились на выплаты порядка 5,1 миллиарда фунтов стерлингов за период с 2016 по 2019 годы.
Футбол на европейском континенте поистине является самым смотрибельным, популярным и сверхдоходным видом спорта. По итогам сезона 2016/2017 топ-20 клубов сгенерировали порядка 7,9 миллиарда евро, показав почти 6-процентный рост по сравнению с прошлым сезоном.
Прозрачность доходов/расходов клубов, высокая смотрибельность европейских чемпионатов и еврокубков, качество трансляций и клиентоориентированная политика клубов позволяют ФК и ТВ-каналам из года в год привлекать в игру миллионов огромные финансовые средства, тем самым стимулируя её популярности и доходности.
А ВОКРУГ БЛАГОДАТЬ – НИЧЕГО НЕ ВИДАТЬ
От захватывающих дух похожих на фантастику картинок (что, сами понимаете, не мешает им быть более, чем реальными) вернёмся к родным палестинам.
Если бы аудиторская компания Deloitte захотела бы исследовать финансовое состояние казахстанских клубов, то прекратила бы работу, не начав. А все потому, что финансовая отчётность наших команд, судя по всему, официально засекречена. Даже годовые бюджеты раскрывают не все команды, а если топ-секретная дверца и приоткрывается, то в щёлку видна только общая сумма, без расшифровки, куда и на что идут финансы. Конечно, такие данные имеются у спонсоров, в основном, акиматов, но они не спешат делиться информацией с общественностью.
Деньги, понятное дело, любят тишину, но (важный нюанс!) средства, выделяемые на казахстанские клубы через фонды и компании, «дочек» и «внучек» являются государственными. То есть, называя вещи своими именами – это наши с вами налоги.
В отсутствии транспарентности и контроля со стороны СМИ и общественности о переходе казахстанских клубов на коммерческие рельсы говорить не приходиться. Все призывы к этому с высоких трибун – не более, чем сотрясание воздуха. Наши клубы привыкли жить на бюджетной игле, и, будем откровенны, зарабатывать им просто незачем.
НОНСЕНС, АБСУРД? ПРОСТО РАВНОДУШИЕ
Как видно из отчета Deloitte, основная прибыль европейских грандов складывается от продажи телеправ. Что касается Казахстана, у нас в этом направлении не то, чтобы отсутствуют какие-либо подвижки, на ТВ казахстанского футбола вовсе нет. Абсолютно.
Нелепые отговорки «недоговорённостью» между ПФЛК и телевизионщиками, умиляя, могут удовлетворить лишь совсем далёких от футбола людей. Времени на подобного рода переговоры в межсезонье (с ноября по март!) было более, чем достаточно. И вряд ли это вопрос, что называется, на миллион долларов. Да и то сказать – конечному потребителю, футбольному болельщику, указанные переговоры совершенно неинтересны, кто бы их ни вёл. Ему, налогоплательщику, содержащему на свои налоги бюджетные телеканалы и бюджетные же футбольные клубы, футбол по телевизору вынь да положь! И разве не справедливо это требование?
А пока телевизионщики, совершенно забыв, для чего вообще создавался в Казахстане специализированный спортивный канал, транслируют чемпионат Испании, но игнорируют чемпионат Казахстана. Нонсенс, бред, абсурд? Хуже. Полное равнодушие. Ничего удивительного, что всё больше любителей футбола уходят в интернет, помахав ручкой указанному каналу, озабоченному лишь рейтингами и игнорирующему социальную составляющую, ради которой, во многом, и создавался.
Справедливости ради, есть и другая сторона медали. Рекламодатели отнюдь не спешат поучаствовать средствами в организации телетрансляций матчей КПЛ, поскольку в зрелищности наш чемпионат проигрывает не только ведущим европейским лигам, но, скажем так, второстепенным. Причём пропасть углубляется. Низкая спортивная составляющая КПЛ, отсутствие интриги, потешный Кубок Казахстана, интерес к которому часто теряется ещё на подступах к финалу, жуткие поля-огороды (вот и «Центральный» в Актобе отстранили) – всё это, понятно, интересу рекламодателей не способствует.
Что делать в такой ситуации? По крайней мере, не лишать людей ТВ-футбола, за который они, по сути, уже заплатили, а не, надувая щёки, кивать на «переговоры», после которых всех нас постигнет, наконец, счастье, и не преподносить ТВ-трансляции матчей сборных как великую милость, за которую любители футбола должны упасть в ноги и петь осанну телеканалу. Это не подарок, господа. Это – обязанность!
БОЧКА С ПОРОХОМ И РАЗБИТОЕ КОРЫТО
И всё же даже в нынешней ситуации клубы могут начать зарабатывать. На продаже футболистов. «Астана» недавно делом доказала, что это реально. А вот «Кайрат» за Жерара Гоу, по сути, не получил ничего. И это частный клуб!
Что уж говорить о других клубах КПЛ, которые планируют бюджет максимум на год, а дальше хоть трава, в отличие от долгов, не расти. Апофеозом полной бесхозяйственности и непрофессионализма стала ситуация с «Актобе» с его астрономическими долгами. Хорошо ещё, что Палата по разрешению споров сочла возможным отложить санкции, наложенные на актюбинцев, до лета. Но подобные ситуации – не редкость и в других клубах. Просто их до поры не афишируют. Не зря же Владимир Фомичёв сравнил наш чемпионат с пороховой бочкой. Взорвётся в любой момент.
Не секрет, что в казахстанском футболе вопросы «коммерциализации» и разбазаривания «халявных» средств стоят весьма остро. И ПФЛК с КФФ нельзя закрывать на это глаза. Иначе очень скоро наш футбол окажется у разбитого корыта. Такая вот Football Money League. Отечественная…