ВСТРЕТИЛ СУДЬБУ В КАЗАХСТАНЕ
– Даниил, как получилось, что воспитанник львовских «Карпат» оказался в Казахстане?
– Так было угодно судьбе, наверное. Приехал в Караганду, когда мне было уже 24 года. На родине, помимо Львова, успел поиграть в винницкой «Ниве», «Подолье» из Хмельницкого. Скаут Сергей Бабенко, украинец, в то время живший в Караганде, предложил казахстанский вариант. Я, конечно, знал кое-что о Казахстане, но и не догадывался, что он станет второй родиной. Встретил в Караганде замечательную девушку, женился. Ботагоз родила мне двух сыновей – Мираса и Дамира – и дочь Аделину. Живу и работаю здесь, а на Украину езжу только в гости.
– Любопытно, почему вы выбрали позицию вратаря, а не полевого игрока?
– Никто меня не принуждал, сам в детстве решил защищать ворота. Столько наотбивал мячей, что мной загордились сверстники. С тех пор постоянно играл в раме.
ФУТБОЛ СИЛЬНЕЕ БАСКЕТБОЛА
– Где-то вычитал, что на Украине вы играли в баскетбол во второй лиге...
– Это правда. Ценный опыт. Научился высоко прыгать, опережать соперника. Всё это очень пригодилось в футболе. Могу сказать, что с таким же успехом мог бы заиграть и в баскетболе. Меня приглашали в команду, базирующуюся во Львове и выступающую в высшей лиге чемпионата Украины. Но футбол оказался сильнее.
– Вы один из немногих вратарей казахстанского чемпионата, кто принимал участие в матчах и в качестве полевого игрока.
– Было такое. В петропавловском «Есиле» Ойрат Садуов как-то сказал: «У нас проблемы с составом. Выйдешь в поле?». Я и согласился. Выпускали меня как полевого игрока и в «Шахтёре». Это может подтвердить Вахид Масудов, работавший тогда с командой.
ЛУЧШИЙ ГОЛКИПЕР
– Хотели б, чтобы ваш сын тоже стал вратарём?
– Так он уже вратарь. В прошлом сезоне на одном из республиканских турниров среди детей 2005 года рождения Мираса признали лучшим голкипером. Дай Бог, чтобы он превзошёл меня.
– Младший тоже футболист?
– Он выбрал дзюдо. Дочь – танцы. Мы с женой не давим на детей. Пусть сами решают, чем им заниматься.
ПРО ЧИЛАВЕРТА, ПФАФФА, ГРЕГОРИ И ВАЙССА
– Интересно, кто из вратарей был вашим кумиром?
– Вратарь при всех других важных составляющих должен быть немного артистом, играть на публику. Поэтому всегда нравились голкиперы-шоумены. Такие, как парагваец Хосе Луис Чилаверт. Если не ошибаюсь, в его активе 62 забитых гола, из них 8 –за национальную сборную. Чилаверт был штатным пенальтистом команды, мастерски выполнял и штрафные удары. Он единственный вратарь, сотворивший хет-трик…
Или вспомнить бельгийца Жана-Мари Пфаффа, способного на поле выкинуть, что угодно. Артист! Он и по жизни такой. Не случайно, с 2003 года на бельгийском телевидении выходила программа «Пфаффы», своего рода реалити-шоу с участием Жана-Мари, его жены и трёх дочерей.
– Вы тоже порой, когда команда проигрывала, бросали ворота и бежали забивать?
– Бывало, рисковал. Забить, правда, не смог. Но один раз был очень близок к этому – попал в перекладину. Я тогда играл за «Есиль».
– Вы дважды приходили в «Кайрат». Какой коллектив вам ближе, тот, что тренировал Джон Грегори или Владимир Вайсс?
– При англичанине мы все были предоставлены сами себе. Всё строилось на доверии. Но в футболе никакой талант не заменит хорошей тренировки. Особенно, когда в составе одна молодёжь. Только через игры и занятия с мячом можно поддерживать технику и тактическую выучку. При Вайссе всё это как раз было. Он строг, грамотен. Поэтому «Кайрат» в 2013 году сразу стал бронзовым призером чемпионата, а при Грегори мы даже не решили задачу остаться в премьер-лиге.
ЯЗЫК ФУТБОЛА ИНТЕРНАЦИОНАЛЕН
– Прошлым летом следил за вами на Кубке EXPO в Астане. Чем запомнился турнир?
– В первую очередь, тем, что приехали настоящие звёзды мирового футбола. Одно дело – видеть их по ТВ, и совсем другое – вживую, да ещё играть с ними. Не успел моргнуть, а мяч уже в твоих воротах. Хотя мы лицом в грязь тоже не ударили – заняли четвёртое место, чуть-чуть не добравшись до пьедестала.
Встретился со своим земляком Александром Шовковским, с кем не раз играли друг против друга ещё на Украине. Все дни провели в воспоминаниях, в расспросах. Не остался в стороне от наших бесед и россиянин Александр Филимонов. Мы с ним на поле ранее не пересекались, а сейчас, можно сказать подружились. Да со многими ветеранами – французами, португальцами, немцами, итальянцами – у наших футболистов завязалась дружба. Мы понимали друг друга с полуслова, ведь футбольный язык интернационален. Словом, получил от турнира громадное удовольствие! Думаю, болельщики тоже.
ДЕЛА ВРАТАРСКИЕ
– Вы уже два года тренируете вратарей в «Шахтёре-Булате». Каких успехов добились?
– Моя задача – подготовить вратаря для КПЛ. Это ближайшая цель. В команде тренируются несколько киперов. Все местные. Хамит Матаев вызван на сборы с основной командой «Шахтёра». К нему, к слову, присоединился и полевой игрок Тимур Оспанов. Если кто-то подойдёт клубу, мы, тренеры, будем рады. Чутье подсказывает – толк с Хамита будет. Недавно перешёл в «Экибастуз» наш вратарь Александр Рушинас. Пусть набирается опыта. На подходе Роман Клешнев. Так что талантливая молодёжь есть. Надо только с ними работать.
– А кто вам импонирует из голкиперов КПЛ?
– Ненад Эрич и Владимир Плотников. У Эрича богатый опыт, отменная реакция. Плотников берёт работоспособностью. Давно за ним наблюдаю. Парень растёт на глазах, читает игру, хорош на выходах, имеет отличную прыгучесть. Приглядитесь, техника работы с мячом у него отменная. Мяч просто прилипает к рукам. У вратарей часто это самое слабое место. Бывает, упускают мяч, отбивают перед собой. Порой, случаются курьёзы, когда тот предательски отскакивает в сетку.
– У вас такое в практике было?
– У всех бывает. Помню, в 16 лет, когда выступал на Украине, даже с углового пропустил.
– А что тут такого? Когда Валерий Лобановский сухим листом с углового забивал, вратарь виноват?
– Надо правильно выбирать позицию. Чутьё должно быть. Вратарь обязан предугадывать ситуацию. Словом, подобные мячи надо брать. Бывает, и в «домик» издалека забивают. Такие «пенки» не прощаются...