НЕОБХОДИМО ВЕРНУТЬ СПОРТИНТЕРНАТЫ
– Азат Абдракович, сегодня, когда футбол стал более доступным, тренерам легче отбирать способных мальчишек?
– Сегодня все говорят о футболе, все знают о нём всё. Но мало любить игру миллионов. Надо учиться футболу ежедневно, ежечасно. В 60-е и 70-е таким учителем был дворовой футбол – играли едва ли не с утра до ночи. Мальчишка приходил в футбольную секцию уже технически оснащённым. Тренеру оставалось только подтянуть его физически, найти ему достойное место в одной из линий, научить тактике.
У меня получилось примерно так. Со двора мы всей командой попали в клуб с интересным названием «Волна». Оттуда наша команда пришла записываться в секцию на стадион «Медик». Моим первым наставником был Альберт Эрнестович Озол. Позже в юношах занимался у Аркадия Вольфовича Хохмана в ФШМ. В составе той команды дважды (в 67-м и 68-м) выигрывал чемпионат республики по своему возрасту.
Сегодня же секции пополняют ребята без какой-либо подготовки. Тренерам приходится тратить годы, чтобы поставить ему удар, научить мыслить на футбольном поле, а самое главное – обращаться с мячом. Даже тренировки раз в день не могут решить проблему подготовки футболиста высокого класса. Не устану говорить, что нужно возвращаться к спортивным интернатам с двухразовыми тренировками, калорийным полезным питанием, восстановительным центром.
ПОЛСОСТАВА – ЛЕГИОНЕРЫ, ФУТБОЛИСТЫ И ТРЕНЕРЫ
– Помните, в восьмидесятые годы в Алма-Ате на базе спортивной школы олимпийского резерва (ныне республиканский колледж спорта) открыли отделение футбола? Тогда и результаты пошли в гору. Ребята (Сергей Стукашов, Фанас Салимов, Сергей Пасько и другие) играли за различные сборные Советского Союза. Позже интернатовские ребята из школы Мунайтпасова (Ерлан Елеусинов, Айдын Рахимбаев, Нуржан Доскеев, Андрей Курдюмов, Мурат Тлешев, Алибек Булешев, Нурбол Жумаскалиев и другие) составляли костяк юношеской, молодёжной и национальной сборной Казахстана.
У нас при интернате даже была команда, участвовавшая в первенстве СССР во второй лиге. Это говорит о высоком уровне подготовки спортсменов. Сегодня такого подхода к тренировочному процессу нет. Даже в кайратовской академии. Отсюда и пробуксовка.
Полсостава команд КПЛ – легионеры. Тренеры (я их понимаю, боятся потерять место) думают только о результате. Поэтому берут готовых игроков. Зачем возиться с сырым продуктом? А перспективные местные ребята не выдерживают конкуренции. Блеснут и уходят в тень. К тому же у легионеров зарплата выше, чем у местных. Вот и едут иностранцы сюда на заработки. В том числе и тренеры.
– Сплошь и рядом. Большинство наставников команд КПЛ зарубежные специалисты...
– Этот вопрос волнует многих болельщиков. Скажу так: наши ничем не хуже тех же болгар, к примеру. Советская тренерская школа футбола до сих пор жива. Мы тренируем по учебникам Лобановского. Приглашение иностранцев – это своего рода прихоть руководства клубов и федерации. Это недоверие к доморощенным наставникам. Понятно, что футбол у нас на задворках. Наверное, поэтому мы гонимся за импортным товаром. Нужно ломать стереотипы. Прежде всего, в подготовке наставников высокого класса. Фундаментальной основой должны стать эффективность обучения и практическая деятельность. Это основа основ. Мне повезло, что ещё в советские времена окончил ВШТ в Москве. Это школа мудрости, тренерской мысли и школа жизни. Школа обмена опытом. Там обучаются люди, прошедшие команды мастеров. Личности.
НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ
– Ваша стезя тренера была осознанной или получилось, так сказать, по накатанной?
– Наверняка осознанной. Я так увлёкся футболом, что день и ночь думал только об этом. Но когда закончил среднюю школу, мать уговорила поступать в политехнический институт на открывшийся новый факультет – геофизики. Целый год мучился. Все мысли были в футболе. И на втором курсе отважился сказать родителям, что это не моё. Был серьезный разговор с отцом, который работал в аппарате ЦК Компартии Казахстана. Я твёрдо стоял на своём: «Хочу стать тренером. Если не разрешите перевод в физкультурный институт, уйду в армию». Меня поняли. Отец помог с переводом. Так я стал тренером.
– Тренер – это творческая личность. Что считаете основой в работе с детьми?
– Быть терпеливым и уметь ждать от ребенка сенсации. Заложить в нём всё, что нужно, именно в детском возрасте. В первую очередь, необходимо дать функциональную подготовку. Рекомендуется, к примеру, юношам до 18 лет поставить скоростную выносливость. Потом будет поздно. Постепенно нужно развивать и футбольное мышление. Дети должны всегда иметь соревновательную практику. Без этого не будет роста. Сегодня нет у нас таких массовых состязаний советских времен, как «Кожаный мяч». Пора найти им альтернативу. К тому же разовые турниры не могут заменить полноценных чемпионатов. Необходимо отойти от стереотипов: сын этого должен играть, а этого нет. На поле выходит тот, кто сильнее. По такому же принципу должен вестись отбор в сборные команды Казахстана и тех, кто отправляется на учёбу в Бразилию. Кто из наших «бразильцев» заиграл на хорошем уровне? Назовите мне фамилию…
– Сегодня много споров: по какой зарубежной методике лучше работать казахстанским тренерам?
– Самое верное – найти свой путь. А слепо копировать голландский стиль игры или немецкий – путь в никуда. Должна быть своя концепция тренировок. Из зарубежной методики можно взять то, что подходит для нас. А истоками должны служить лучшие традиции советского футбола, в котором мы были много лет. Сегодня трудно открыть что-то новое. Но тренер должен быть в поиске всегда.