НИКУДА НЕ УЕЗЖАЕМ
О его игре наставника можно рассказывать бесконечно. Как и о преданности одному клубу – «Кайрату». А ведь не секрет, что Квочкин мог уехать в любую команду СССР. Даже киевляне, москвичи, тогдашние лидеры советского футбола, звали. Но он эти предложения не принимал даже когда «Кайрат» вылетел из «вышки». Сам слышал от Прокопьевича: «У нас прошло неофициальное собрание в квартире Вадима Степанова. Совещался костяк команды, и кайратовцы приняли решение никуда не уезжать».
ГДЕ ТУТ КВОЧКИНЫ ЖИВУТ?
А вот ещё один любопытный факт. Однажды зимой в его родной Усть-Каменогорск пожаловал высокопоставленный представитель киевского «Динамо». Идёт он по улице и спрашивает: «Где тут Квочкины живут?» А ему в ответ: «Какие именно Квочкины? Их у нас много». Сергей Прокопьевич был четырнадцатым, последним ребенком в семье. И все Квочкины жили практически на одной улице. Когда посланец украинской команды назвал имя Сергей, кто-из горожан сказал: «Он у отца». Кайратовец, отдыхавший в межсезонье у родителей, был дома. Отец позвал гостя в дом и за столом состоялся серьёзный разговор. Сергею Квочкину обещали трёхкомнатную квартиру в центре Киева, «Волгу», приличную зарплату. Соблазн был большой. Но отец Сергея Прокопьевича скажет: «Кайрат» тебя воспитал, значит, в «Кайрате» твоё место».
ПЯТНАДЦАТЬ И ДВА
Мало кто знает, что до этого Сергей Прокопьевич ездил на сборы с киевскими динамовцами. На отдыхе у реки футболисты немного расслабились, и когда тост дали Йожефу Сабо, тот спросил у кайратовца:
– Ты, Серёга, сколько голов в сезоне забил за свою команду?
– Пятнадцать! – отвечает Квочкин.
– А ты, Хмель? – обратился Сабо к своему партнёру по атаке Виталию Хмельницкому.
– Два!
– Вот то-то. Серёга за аутсайдеров столько забивает, значит, его место у нас. Ты должен играть в Киеве. За тебя!
И Сабо поднял бокал за Прокопьевича. Но переход Квочкина так и не состоялся.
ТАКОМУ И ОТКАЗАТЬ НЕУДОБНО
После завершения карьеры футболиста Квочкин стал одним из лучших тренеров республики. Работал с родной командой «Восток» (Усть-Каменогорск). Вспоминает Сергей Гороховодацкий:
– Я играл в «Нефтянике» (Тюмень). Сергей Прокопьевич приехал и сказал: «Я за тобой…». Такому человеку и отказать неудобно. Во-первых, я уже был наслышан о его игре в «Кайрате». Во-вторых, его глаза выдавали, что он человек порядочный. Да и говорил тренер убедительно. Поэтому я дал согласие на переезд в Усть-Каменогорск. Пока мы с женой собирали свои нехитрые пожитки, бегали за билетами, он сутки нянчил нашу дочь. По прибытии в команду, ещё раз убедился, что Сергей Прокопьевич – непререкаемый авторитет. В паре с Владимиром Скулкиным они были хорошим тренерским тандемом.
РЕБЯТА ЗВАЛИ БАТЕЙ
Сергей Квочкин учил азам игры тысячи ребят, многие из которых не затерялись в большом футболе. Достаточно назвать имена тех, кого он начинал тренировать в детстве. Ренат Абдулин, Кайрат Нурдаулетов, Абзал Жумабаев, Игорь Юрин и многие другие. Для некоторых он стал вторым отцом. Не случайно ребята между собой звали его батей.
…Как-то студенты зашли перекусить в столовую на улице Сатпаева, что рядом с Центральным стадионом в Алматы. Туда же, прихрамывая, зашёл пожилой человек. Один из ребят узнал Сергея Квочкина и сказал об этом ребятам. Все встали со своих мест и бурными аплодисментами встретили своего кумира.
В СЕРДЦЕ НАВСЕГДА
Помню другой случай. Когда ветераны «Кайрата» в 2006 году приехали на открытие стадиона в Казалинск Кзылординской области, диктор по репродуктору объявил: «Первый удар по мячу сделают легенды казахстанского футбола Тимур Сегизбаев и Сергей Квочкин». По трибунам прошла волна, и все долго стоя аплодировали легендарным личностям. А потом, когда матч закончился, их долго не отпускали болельщики.
Нет уже среди нас Сергея Прокопьевича. Бомбардира, который мог подобрать ключи к любым воротам, отличного тренера и отзывчивого друга. Но в сердцах болельщиков со стажем навсегда остался кайратовский форвард под №7, напористый, быстрый, техничный.