Вернуться к списку статей

Тимур СЕГИЗБАЕВ – Прощание с Легендой

Футбол
2K
17.12.2017. Алматы. Центральный стадион. Прощание с Тимуром СЕГИЗБАЕВЫМ... Фото Олега СПИВАКА
17 декабря с Центрального стадиона Алматы в последний путь проводили легендарного казахстанского футболиста Тимура Сегизбаева. Он был олицетворением эпохи в футбольной истории Казахстана. В советское время сам играл. И как играл! После завершения спортивной карьеры стал тренером. Затем возглавлял Ассоциацию футбола, был генеральным секретарем федерации. На какой бы должности не находился, всегда делал дело так, что потом стыдно не было. И его уважали за простоту, интеллигентность, профессионализм. Никогда не жаловался на трудности, даже когда болел, ни у кого не просил помощи, стойко переносил всё, что уготовано судьбой. Восемь лет боролся с тяжелым недугом. И лучше других, наверное, об этом сказал его подопечный Али Алиев. «Ушёл как спортсмен – в борьбе, стойко и с улыбкой».

Виктор КАТКОВ, игрок «Кайрата» начала 70-х:

– Сегодня мы провожаем в последний путь легенду советского и казахстанского футбола. Это человек, внесший большую лепту в развитие игры №1. Сначала, как игрок, затем как тренер и функционер. Мне посчастливилось выступать в «Кайрате» под его руководством. Тогда, в 1972-м, Тимур Санжарович был помощником Артёма Фальяна. И стал посредником между тренерским штабом и футболистами. Все шли за советом именно к Сегизбаеву. Ребята знали, Санжарыч не оставит без ответа ни один вопрос. Нужно отметить и его эрудированность, уравновешенный характер, интеллигентность. Санжарыч был хорошим семьянином. Частенько наши тренировки посещали его супруга Клара Абдуллаевна и дочери.

Я дважды ощутил его плечо поддержки. Первый раз, когда я остался без работы, он пригласил меня в СДЮШОР «Кайрат» своим заместителем. Второй раз, когда возглавлял федерацию. Санжарыч имел большой авторитет и в странах СНГ. Помню, как его слово на заседании в Москве стало главенствующим в принятии одного важного решения. Сам был свидетелем того, как с Сегизбаевым советовались такие корифеи советского футбола, как Никита Симонян, Вячеслав Колосков и другие.

Нурман АТАНТАЕВ, нападающий «Кайрата» начала 70-х годов:

– Так получилось, что я совершил один неверный шаг в жизни. И вспоминать об этом не хочется. Многие мои одноклубники и тренеры после того, как на меня завели, отвернулись. И в это тяжёлое для меня время поддержку я получил от Тимура Санжаровича Сегизбаева. Он стал моим общественным адвокатом. Даже во время следствия трижды освобождал меня из под стражи. Моя благодарность не знает границ. Считаю его старшим братом. Сердце сегодня плачет. Мы потеряли настоящего патриота своей страны, любимого её сына, душевного человека. Пусть земля ему будет пухом!

Евстафий ПЕХЛЕВАНИДИ, лучший голеадор «Кайрата» советского периода:

– Когда узнал трагическую весть о кончине моего тренера, сразу заказал билет и прилетел в Алматы. Для нас, всех кайратовцев, он был другом, наставником и отцом. И вряд ли у меня сложилась бы такая судьба, не будь Санжарыча. Он лично приехал за мной в Шымкент. Переговорил с родителями и взял под свою опёку в «Кайрате». Не просто опекал, а болел как за родного сына. Об этом, уверен, скажут и другие ребята. Он для нас был непререкаемым авторитетом. Его тренировки, тактические занятия – эталон для других наставников. А человеческие качества Сегизбаева покоряли наши сердца. Когда он стоял у руля команды, плохо играть просто было стыдно. В 1986 году именно под его руководством мы заняли самое высокое место в истории – 7-е. Он долго боролся с тяжёлым недугом, но ни разу не сказал, что ему больно. Даже когда мы приезжали к нему на день рожденья в мае, на вопрос о здоровье он только улыбался и говорил: «Всё хорошо!»… Ушёл из жизни большой человек. Мы никогда не забудем своего наставника.

Азат НИЛЬДЫБАЕВ, заслуженный тренер РК по футболу:

– Я вырос в одном дворе с Тимуром Санжаровичем. Его младший брат Нурлан был моим другом. Мы частенько бегали не тренировки детско-юношеских команд. В одной из них играл Тимур. Уже тогда он показывал зрелую для своего возраста игру. Помню, как его хвалили наставники. А удар, который он демонстрировал, позже стал объектом изучения специалистов. Он бил сильно, и мяч по ходу менял траекторию полета. Получалось, как будто рукой бросил. Сначала снаряд летит прямо, а потом падает вниз колом. Для вратарей это очень сложный мяч. Сам Владимир Маслаченко испытал это дважды в 1964 году, когда Тимур и его команда разбила в Москве «Спартак» – 2:0. Его партнер по атаке Сергей Квочкин говорил: «У Тимура строение стопы не такое, как у всех. По биомеханике не объяснить. Я за свою жизнь не помню, кто бы обладал такой техникой удара».

Кайрат АДАМБЕКОВ, доктор педагогических наук, почетный академик Национальной академии наук РК:

– То, что сделал Тимур Санжарович Сегизбаев за свою жизнь, не сделал ни один функционер футбола. Он стал пропагандистом игры номер один ещё, когда был действующим игроком. Все мальчишки моего времени хотели быть похожими на него. И в прямом, и переносном слове дрались за футболку под №10. Именно под ним играл Тимур Сегизбаев. Огромное желание быть похожим на своего кумира привело меня в команду мастеров. С братом Муратом в 1970 году нас пригласили в состав кызыл-ординского «Автомобилиста», который тогда тренировал Тимур Санжарович. Он преподал нам не только уроки профессионализма, но и уроки жизни.

Сегизбаева первым, можно сказать, стал руководителем казахстанского футбола. Хотя номинально президентом числился Заманбек Нуркадилов. Но потом, поняв, что именно профессионал должен стоять у руля федерации, политик сложил с себя полномочия и сам предложил возглавить эту общественную организацию Тимуру Сегизбаеву. Своей добросовестной работой новый руководитель укрепил авторитет казфутбола не только в республике, но и на территории постсоветского пространства.

Петр НЕЙШТЕТЕР, защитник «Кайрата» конца 80-х годов:

– Сильное сердце. Чистая душа. Тимур Санжарович Сегизбаев многое мне дал. И я ему очень благодарен. Он будет в наших сердцах всегда…

Тимур Сегизбаев

Автор: Алим Анапьянов
Яндекс.Метрика