Про него говорили: бомбардир от Бога. Футбольного таланта Литвиненко, в самом деле, хватило бы на троих. Но человек сам вершитель своей судьбы, и правильно распорядиться даром, отпущенным свыше, всегда очень непросто. Футбол был для Олега Литвиненко всем. Сегодня форварду исполнилось бы 50 лет.
ФУТБОЛКА С НОМЕРОМ 10
Он жив! Судя по тому, что я увидел недавно на одном из футбольных матчей. Парень лет 35-ти поднимался на трибуну, а на его футболке красовалась знаменитая «десятка» и надпись сверху: ЛИТВИНЕНКО.
«Значит, Олег жив! – мелькнула мысль. – Потому что жива о нём память. Его помнят!»
Профессиональная любознательность не давала покоя:
– Вы знали Литвиненко? – спросил парня в жёлтой футболке.
– Видел, как он играл! Думаю, что лучше него не было в нашем футболе! Какой дриблинг! А азарт, а голы какие!
ЕГО БОЯЛИСЬ И УВАЖАЛИ СОПЕРНИКИ
Вспоминаю, как на аккредитации журналистов накануне матча квалификации ЧМ-98 Казахстан – Корея в октябре 1997 года представители южнокорейских масс-медиа удивили меня, увидев подаренный мною коллеге футбольный справочник Семипалатинска. Игроки корейской сборной чуть ли не хором стали указывать на одну фотографию: «О! «Елимай»! Литвиненко!». А один из них на ломаном английском пытал меня: «Сможет ли Литвиненко сыграть завтра, ведь неделю назад он получил травму голеностопа?» Вывод напрашивался сам собою: боятся они его, боятся как огня…
ПЕРВЫЙ ТРЕНЕР – ШАМРИН
Олег Литвиненко родился в Шымкенте 22 ноября 1973 года. Позже его родители переехали в Джамбул (Тараз). Его первый тренер Владимир Николаевич Шамрин не только познакомил парня с азами футбола, но и научил быть преданным выбранному делу, уважать старших, не допускать подлости ни в жизни, ни на поле. Разглядев в мальчишке большие природные задатки, Шамрин был абсолютно прав:
«Быть футболистом с большой буквы Олегу на роду написано. Сумеет ли он реализовать свои возможности? Это зависит только от него самого».
ДЕБЮТ
29 апреля 1990 года «Химик» в матче восточной буферной зоны второй лиги чемпионата СССР принимал «Навбахор» из Намангана. Эта игра стала дебютной в большом футболе для 16-летнего Литвиненко. А через год, 3 мая 91-го, он забил первый гол в официальных матчах. И кому! Ферганскому «Нефтянику» в 1/64 финала Кубка СССР, тем самым отправив один из сильнейших клубов Средней Азии (в тот год «Нефтяник» занял седьмое место в первой лиге Союза) на отдых от кубковых баталий.
ТОП-СНАЙПЕР ИЗ «ТАРАЗА»
В первом сезоне независимого Казахстана, Литвиненко играл за джамбульский «Фосфор», забил 11 мячей. В 1993-м выступал за алматинское «Динамо», которым руководил Леонид Остроушко.
94-й год стал переломным для талантливого форварда. «Тараз» занял в чемпионате лишь восьмое место, зато его лучший бомбардир Литвиненко выиграл спор снайперов, забив 20 мячей. 25 мая в Туркестане он оформил свой первый хет-трик в чемпионатах Казахстана, причем всего за десять минут.
«ЕЛИМАЙ»
«Елимай», ставший чемпионом страны в 94-м, на достигнутом останавливаться не собирался. Команде, ставившей перед собой высокие задачи, как воздух нужен был забивной форвард. Перейдя в семипалатинский клуб, Литвиненко отыграл в нём семь сезонов.
На встрече с болельщиками 29 апреля 1995 года, когда «Елимай» под руководством Вахида Масудова «вышел в народ», отдельные любители футбола задавали вопрос: «Сумеет ли Литвиненко стать своим? Будет ли он играть с желанием за семипалатинский клуб?»
Сомнения скептиков Литвиненко разрушил в первом же матче за «Елимай». Соперниками семипалатинцев, так вышло, оказались бывшие одноклубники Олега – футболисты «Тараза». Два гола новобранца были ответом на все вопросы.
Сезон-98 стал сезоном Литвиненко. 23 мяча в 23 матчах – новый абсолютный рекорд чемпионатов независимого Казахстана.
«Елимай», стартовав с места в карьер, показал стопроцентный результат в выездных матчах с «Таразом» и шымкентским «Жигером». Все три мяча – на счету Литвиненко. Важный гол забил он в Караганде. А потом выдал суперсерию – отличился в шести матчах подряд. По два мяча забил «Нарыну» (в гостях), «Шахтёру» (дома), по разу поразил ворота «Кайсара» (дома и на выезде), «Кайрата» (дома) и «Химика» (на выезде) – в общей сложности восемь голов. А если учесть два мяча Литвиненко в ворота «Нашей компании» в 1/8 финале Кубка, получим серию в семь матчей и 10 голов.
ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ АЗИИ
95-й год стал для него одним из лучших в карьере. В квалификационном турнире Олимпиады-96 Литвиненко произвёл настоящий фурор – десять голов в десяти матчах! Зарубежные издания пестрили заголовками: «Тёмная лошадка» Литвиненко выходит на тропу», «Oleg the Great» («Великий Олег»).
20 мая в душанбинском поединке с олимпийцами Таджикистана (3:0) Литвиненко открыл счёт забитым мячам олимпийской сборной Казахстана. А два его гола в Ташкенте (2:1) предопределили дальнейший ход турнирной борьбы в пользу казахстанцев. В домашних играх Олег сделал хет-трик в ворота Кыргызстана (6:0) и дважды выстрелил дуплетом в играх против Таджикистана (3:1) и Узбекистана (3:1). Неудивительно, что по итогам октября того года Азиатская футбольная конфедерация признала его лучшим футболистом месяца на континенте.
СУДЬБА
Наверное, это судьба. Не стало «Елимая», а в других командах, в которых он себя пробовал, у Литвиненко не заладилось. Хотя он и стал дважды обладателем Кубка в составе «Кайрата-АОЗТ» в 2000-м и «Жениса» в 2002-м.
Иногда он мог и выстрелить, как например, в матче «Алма-Ата» – «Актобе» 25 июня 2005 года. Замахнувшиеся в тот год на чемпионство актобинцы на матч с «Алма-Атой», чьи цвета тогда защищал Литвиненко, прибыли с большими амбициями. Не тут-то было. Литвиненко нокаутировал соперника, в течение первого тайма трижды огорчив вратаря гостей. Вновь стали поговаривать о возрождении форварда, но увы…
Ему было неважно, с кем играть – со сборной другой страны или в чемпионате города, в играх Кубка Содружества или просто в «дыр-дыр» на пикнике. Как-то на городском турнире, посвящённом Дню независимости, он, как вихрь, ворвался в раздевалку за несколько минут до начала матча и с ходу выпалил:
– А с кем играем? С Аягузом! Да в принципе неважно. Ладно, побегу на площадку. Просто не могу без футбола жить!
Действительно, жить без футбола он не смог…
…Человек жив настолько, настолько живёт о нем память. Потому для нас Олег всегда живой!