Автору первого гола национальной сборной Казахстана в официальных матчах Максиму Низовцеву недавно исполнилось 45. Экс-полузащитник «Тобола», «Актобе», «Балтики», «Сокола» и «Черноморца» много лет живёт с семьей в Калининграде. Воспитанник костанайского футбола тренирует детей, не оставляя надежд возглавить команду профессионалов. В эксклюзивном интервью корреспонденту нашего портала Низовцев рассказал о своей футбольной жизни в Казахстане и России.
МЕСТО ВСТРЕЧИ – СТАДИОН
Договорились с Максимом Павловичем быстро. Узнав, что я из Казахстана, он с охотой пошёл на контакт и определил место встречи – стадион «Трудовые резервы», в центре Калининграда. Во время ремонта клубного поля «Балтики» тренировки детско-юношеской группы проходят именно там, на вполне добротной зелёнке. Когда занятие закончилось, мы пошли в тренерскую.
По дороге Максим расспрашивал как давно я в Калининграде, где побывал, хожу ли на матчи «Балтики». Весьма обрадовался, узнав, что интервью опубликуют в Казахстане. Прожив здесь много лет, он не перестаёт следить за казахстанским футболом. С этого мы и начали разговор на диктофон.
НАШЕ ВРЕМЯ ЕЩЁ НЕ ПРИШЛО
– Максим Павлович, следите за играми сборной Казахстана?
– Конечно! Часто наши ребята приезжают играть в соседние с Калининградской областью страны – Польшу, Латвию, Литву. Недавно играли в Варшаве. Хотел поехать на матч, но не вышло. Мой взгляд относительно сборной Казахстана со стороны таков – поставили тренера, месяц его хвалят, а потом начинается какой-то накат на него. Ребята, давайте посмотрим объективно, кто из казахстанцев играет в европейских чемпионатах? В России кто-нибудь играет? На Украине?
Давайте честно признаем, что уровень футболистов в Казахстане пока уступает среднеевропейскому. Все игроки варятся в собственном соку, не едут набираться опыта в зарубежные чемпионаты. Вот и всё. Сейчас пошла волна критики на Александра Бородюка. Да, дома проиграли 0:3 Черногории, 0:3 в Варшаве. Конечно, и он хочет, и я, и все мы хотим выигрывать. Но ещё не пришло время. Пока мы, к сожалению, аутсайдеры. Это наш сегодняшний уровень.
Максим НИЗОВЦЕВ
Родился 9 сентября 1972 года в Кустанае. Амплуа: полузащитник
Выступал за команды: 1991/1994, 2004/2005 – «Тобол» («Кустанаец», «Химик»») 1995/1999, 2000 – «Балтика» (Россия), 1999 – ЦСКА (Россия), 2001 – «Сокол» (Россия), 2002/2003 – «Черноморец», 2006 – «Актобе», 2008 – «Восток»
За карьеру футболиста в 453 матчах забил 116 голов. В 16 матчах за сборную Казахстана (1994–2005) забил 2 гола
Титулы и достижения:
● Двукратный вице-чемпион Казахстана (2005, 2006)
● Бронзовый призёр чемпионата Казахстана 2004 года
● Бронзовый призёр чемпионата России 1999 года
● Автор первого гола сборной Казахстана в официальных матчах (14.06.1996, Алматы, отборочный матч Кубка Азии-96, Казахстан – Катар 1:0)
– А как вам казахстанский чемпионат?
– Радуют успехи «Астаны». Регулярное попадание в групповой турнир еврокубков говорит о многом. Команда заметно выросла. Побольше бы таких клубов! Я так понимаю, на футбол в «Астане» и «Кайрате» тратят серьёзные средства. При этом нужно отдавать себе отчёт, что футбол несёт громадную социальную нагрузку. С уверенностью могу сказать, ни один вид спорта не сравнится с ним. Будут хорошие команды в любом регионе – будет больше детей оторванных от улицы, меньше плохих компаний. Такое предназначение у этой игры. И чем больше игр будет на международной арене, тем больше опыта у команд. А это развитие для всей футбольной системы страны.
ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ИНОПЛАНЕТЯНАМИ
– В этом году исполнилось 15 лет с момента вхождения Казахстана в УЕФА. Вы играли в сборной и в Азии, и в Европе. Как думаете, может, стоило остаться в АФК?
– Вообще, Казахстану надо было вступать в УЕФА сразу после распада Союза. Переход в Европу был правильным решением. Многим было боязно, ведь надо было приводить в соответствие с европейскими требованиями всю инфраструктуру, поднимать стадионы. У того же «Тобола» есть новый стадион, но нет своей базы, запасного поля. Многие команды в Казахстане в таких условиях. Как раз с этого и надо было начинать, причём уже давно. Необходимо поднимать и нормативно-правовую базу клубов.
– Вы один из тех, кто играл в сборной Казахстана в первом отборочном цикле под эгидой УЕФА. Какие воспоминания остались от тех матчей?
– Да, довелось поиграть в сборной и при Серике Бердалине и при Сергее Тимофееве. До сих пор помню, как с Леонидом Пахомовым проиграли в Алматы товарищескую игру Азербайджану – 2:3…
Игры за сборную Казахстана в отборочном турнире Кубка мира-2006 стали неоценимым опытом. Тренером тогда был Сергей Тимофеев. Знаю, что он на меня сильно надеялся. В том цикле мы были как люди с другой планеты, не знали что такое Европа. Даже сейчас, по прошествии многих лет, анализируя разгромные матчи с Турцией, когда мы проиграли 0:4 и 0:6, понимаю, что через это надо было пройти. Эти игры нас закаляли!
– Сейчас Тимофеев тренирует «Алтай», представляющий ВКО во Второй лиге. Последним клубом для вас, к слову, был усть-каменогорский «Восток» из этого региона…
– Конечно, переживаю за Тимофеева, слежу за ситуацией с «Алтаем». Если команда заявляется в высшую лигу, а её переводят в низший дивизион, значит, на то есть причины. Всё-таки существует нормативная база, мы же привязаны к ФИФА и УЕФА, их регламент нужно соблюдать, а долги выплачивать. Здесь вопрос больше к руководителям клуба, почему так сложилось? Подобное, замечу, происходит и в России. К примеру, «Алания», некогда чемпион страны, сегодня из пепла возрождается во второй лиге. Поэтому желаю восточно-казахстанскому футболу в скором времени вновь быть представленным в элитном дивизионе.
СТАЛ НЕ НУЖЕН? НУ ЧТО Ж, ЭТО ЖИЗНЬ
– В 2004 году вы вернулись в родной «Тобол», а впоследствии стали лучшим бомбардиром команды. C каким настроением ехали в Костанай?
– Казахстан – моя Родина, поэтому когда в 2004-м руководитель «Тобола» Халимжан Ержанов пригласил меня в команду, охотно принял предложение, ведь играть предстояло в родном городе. Чувствовал, что в долгу перед костанайскими болельщиками. Сразу почувствовал прилив сил, входил в число лучших снайперов первенства.
– А как случилось расставание с «Тоболом»? Говорят, вам даже не дали забрать вещи из Турции?
– Как известно, все решения принимает главный тренер, а я был футболистом. Никогда не мешал ему работать. Наоборот, очень хотел помочь. Мне трудно судить, чем было вызвано такое решение тренера (Дмитрия Огая – Прим. авт.), и я его за это не осуждаю. Верно ли оно было? По мне, так не очень. За два сезона забил 27 голов, дважды был четвёртым бомбардиром чемпионата, вызывался в сборную. У меня никогда не было проблем ни с тренерским штабом, ни с ребятами, ни с режимом.
– Тем не менее, вас убирали из родной команды с формулировкой – не живёт интересами коллектива…
– Моя совесть чиста. Никого не подсиживал, не бунтовал, всегда выполнял указания наставников. Вообще, тренер мог бы мне по-человечески сказать: «Максим, мы идём другой дорогой, нам не по пути». Меня бы это вполне устроило! Но когда потом я узнал всякого рода «формулировки»… Это просто не делает никому чести. А то, что я стал не нужен, ну что ж, это жизнь. Сам теперь тренер, знаю.
В продолжении интервью – о тренировках киевского «Динамо», беседах с Валерием Лобановским, первом голе в официальных матчах сборной, злополучных «крестах» и многом другом.