На фоне продолжающегося эпического шоу с назначением нового главного тренера сборной Казахстана наш портал задался целью вспомнить, кто самый победоносный из прежних наставников главной команды. Любопытная получилась картина. Прямо-таки – маслом.
Равнение на пионера
Не откроем Америки, отметив, что главным мерилом эффективности методов любого тренера является результат, показанный командой под его началом. При этом результат сам по себе может рассматриваться под разными углами зрения. И одним из самых объективных критериев оценки тренерской работы следует признать простой показатель – процент выигранных матчей от общего их количества.
Если судить тренеров национальной сборной Казахстана по степени их «победоносности», лидерство уверенно и не первое десятилетие удерживает пионер – Бахтияр Байсеитов, под чьим началом казахстанцы начали выступления на уровне сборных команд. В 1992 году, вскоре после вступления футбольной ассоциации страны в ФИФА и Азиатскую футбольную конфедерацию (АФК), Байсеитов, проведя семь поединков во главе нашей сборной, добился четырёх побед при трёх ничейных исходах, заодно оставшись единственным рулевым, не познавшим горечи поражения.
57,14 процента побед – результат Байсеитова, к которому впоследствии смог приблизиться только Ваит Талгаев, работавший со сборной восемью годами позже. Талгаев выводил наших сборников на международные игры девять раз, и в пяти из этих встреч они вышли победителями (уступив в четырёх), что дало 55,56 процента побед.
АФК и инерция
У всех остальных экс-наставников национальной команды доля выигранных матчей не дотягивает до половины от общего числа игр. Так, вслед за лидирующими Байсеитовым и Талгаевым расположились новоиспечённый наставник молодёжки Вахид Масудов (44,44 процента выигранных матчей), Сергей Гороховодацкий (40) и Серик Бердалин (30).
Как видим, ТОП-5 укомплектован сплошь тренерами азиатской эпохи казахстанского футбола, причём все они – отечественные специалисты. Объясняется это, прежде всего, совокупностью двух ключевых факторов. Уровень турниров и соперников во времена пребывания в АФК был несравним с тем, с которым наши футболисты столкнулись после перехода Казахстана в УЕФА. Плюс немалую роль сыграла «постсоветская инерция», которая помогала сборной страны соответствовать как минимум статусу крепкого континентального середняка и быть конкурентоспособной в отборах крупных турниров.
УЕФА и карликовая болезнь
В Европе (где Казахстан стал и, увы, как это ни печально, остаётся «карликом»), восходившие на капитанский мостик национальной сборной полководцы находились в заведомо проигрышном положении и объективно не имели больших шансов поставить победные результаты на поток. Потому как одно дело громить Макао и Пакистан и оспаривать с соседями по региону неофициальный Кубок Центральной Азии и совсем другое – встречаться с высококлассными и предельно мотивированными командами калибра Германии, Португалии, Англии, Швеции, Чехии и прочими и когда даже старые знакомые по советскому прошлому заметно превосходят тебя в опыте и мастерстве.
Таким образом, лучшим по проценту выигранных поединков в эпоху УЕФА является, как это ни странно, Бернд Шторк, в общей табели о рангах занимающий седьмую позицию с 21,42 процента побед – для этого хватило трёх выигрышей в 14-ти матчах. Немецкий специалист, ныне готовящий венгерскую сборную к старту на Еuro-2016 (куда он её лично вывел), незначительно обошёл своего предшественника голландца Арно Пайперса (19,44 процента выигрышей) и преемников – чеха Мирослава Беранека (20,43) и последнего на сегодня «мессию» россиянина Юрия Красножана (17,65).
Следующему наставнику сборной Казахстана, кто бы им ни стал, хочется пожелать превзойти эти цифры и обновить, наконец, вечный рекорд Байсеитова.