Вернуться к списку статей

Кому мешает история? – Критические заметки о наболевшем

Футбол
2K
Амфора – все, что осталось от первого стадиона в Семипалатинске, который располагался на острове Полковничий в 20-е годы прошлого века. Фото автора

Текучка, рукоплескания от случайных побед и головокружение от локальных успехов отечественных команд мешают обратить внимание на тяжёлую ситуацию с сохранением исторического наследия, сложившуюся в нашем футболе на сегодня. Продолжение темы.

Начало материала – здесь

«ПОТЕРЯЛИ АКТУАЛЬНОСТЬ»

Пару лет назад, принимая участие в создании фильма «О времени и о футболе» в качестве автора сценария, я столкнулся с другими фактами.

По имеющимся сведениям, в Музее М. Ауэзова в Алматы должна была храниться магнитофонная запись воспоминаний одного из первых футболистов команды «Ярыш» Салаха Шайхутдиновича Хисматуллина. Оригинал воспоминаний свидетеля появления футбола на казахстанской земле – ценнейший и уникальный материал для потомков. Но его по указанному адресу обнаружить не удалось.

Судя по всему, запись была сделана ещё в 1960–1970-х годах, во времена бобинных магнитофонов, а перенести её на кассету или на компакт-диск никому и в голову не пришло. Магнитную ленту же, видимо, уничтожили за ненадобностью. Увы!

Или другой факт. В областной Восточно-Казахстанской библиотеке им. А. С. Пушкина в Усть-Каменогорске полностью исчезли подшивки газет «Советский спорт» за все годы, а также нашей республиканской газеты «Спорт». Как мне объяснили, эти издания списали и изъяли из обращения, так как они якобы потеряли актуальность. Вот это да!

АРХИВНЫЙ КРИЗИС

Да и в этом году, когда был ликвидирован усть-каменогорский «Восток» и возник ФК «Алтай», была дана команда – все кубки и награды «Востока» вывезти со стадиона. И теперь там просто пустые стены. Кощунство, иначе не скажешь!

Дальше – ещё интереснее. Недавно один уважаемый человек зашёл в музей Национального олимпийского комитета проверить, в каком состоянии находятся экспонаты, которые бережно хранились в семейном архиве и были переданы в музей, посвящённый его отцу, заслуженному тренеру СССР. Знаете, что он увидел? Разбросанные на полу фотографии и экспонаты. Сохранился лишь один небольшой кубок, не осталось ни одной медали! Более того, одну из именных медалей его отца, которую он в своё время передал в музей, ему же предлагали купить на чёрном рынке!

Таким образом, существует утечка реликвий из музеев. А ведь музеи – это очаги исторического культурного наследия. Выходит, сознание отдельных элементов нашего общества адекватно мировосприятию варваров дикого средневековья. А ведь потеря связи поколений чревата последствиями.

И ещё один пример. Недавно работал в архиве Жамбылской области. На сегодня там осталось на хранении только два фонда по спорту. И как удалось выяснить, в 1990–1993 годах здесь было списано и уничтожено 696 дел (или как их называют, единиц хранения), касающихся спортивной тематики! Вероятно, там были все протоколы и отчёты, другие ценные документы.

Напрашивается резонный вопрос – кому это надо? Или: кто вообще стоит за уничтожением нашего исторического наследия?

История футбола и история спорта – составная часть общей истории нашей страны. Как гласит казахская народная пословица: «Өз тарихын қастерлеген ел құрметті!» (В почёте тот народ, что чтит свою историю).

ЧТО ДЕЛАТЬ И С ЧЕГО НАЧАТЬ

Почему такое безразличное отношение стало возможным?

Во-первых, в настоящее время потеряна, если так можно выразиться, вертикаль тест-контроля между минкультуры и спорта и соответствующими субъектами. А на места – в музеи, библиотеки и архивы, где находится кладезь отечественного исторического наследия – пришли работать люди недостаточно компетентные и не соответствующие нужному профилю. В итоге работники не всегда знают, что делать с тем или иным экспонатом и какую ценность он представляет.

Во-вторых, за 25 лет независимости у нас так и не появился Музей футбола. Именно там должен аккумулироваться весь трофейный арсенал республики плюс вестись научно-исследовательская и архивная работа. Это отдельная тема разговора, которую наш портал ещё непременно затронет.

В клубах должны работать если не свои музеи, то хотя бы комнаты клубной истории или комнаты истории родной команды – назовите как хотите. И смета на их содержание должна быть заложена. У нас в клубах с многомиллионными бюджетами сейчас куча разнообразных специалистов, но архивариусов или специалистов по истории не предусмотрено. А пора бы!

Пока только ФК «Кайрат» счёл нужным открыть выставку по истории клуба вблизи Центрального стадиона.

В-третьих, ситуация сегодня доходит до абсурда. Вот яркий пример. Недавно обратилась ко мне семья известного и ныне, к сожалению, покойного футболиста Анатолия Ионкина. Есть хорошая идея увековечить мемориальной доской память выдающегося кайратовца. Замечательная идея! Но... Уже который год они обивают пороги различных инстанций, и всё безрезультатно. Вопрос застрял в бюрократических дебрях – никто не выдает справку о том, что Анатолий Ионкин играл в футбольном клубе «Кайрат». Вот так-то!

Бюрократический ответ родным Анатолия Ионкина

Поэтому сейчас не представляется, каким образом мои ровесники, игравшие в лихие 90-е, будут обосновывать через несколько лет при оформлении пенсии свои притязания на статус. Ведь клубы меняли вывески, названия, многие документы не архивировались, а в большинстве случаев вообще канули в лету.

Приведу ещё пример. Сергей Алексеевич Гороховодацкий, один из лучших бомбардиров в истории казахстанского футбола – только вдумайтесь! – через суд доказывал при оформлении пенсии, что являлся игроком и тренером команды «Восток» долгие годы. Слава Богу, в этом процессе всё завершилось благополучно.

Вывод один – работа по сохранению исторического наследия казахстанского футбола требует срочной реанимации.

И этот вопрос надо срочно выносить на ближайшее заседание одного из исполкомов главного футбольного органа республики.

Автор: Станислав Сарсеков
Яндекс.Метрика