«АЛГА» – ПРЕДЕЛ МЕЧТАНИЙ
– Михаил Михайлович, вас случайно в легкую атлетику не звали?
– (Улыбается). В физкультурном институте во Фрунзе преподаватели не поверили, когда я стометровку пробежал за 11,7 секунды. Потребовали повторить. Пришлось вновь пробежаться. Специально я не тренировался, однако стартовая скорость у меня была приличной. В «Алге» нас было трое, кто выбегал на стометровке из 12 секунд.
В школьном возрасте принимал участие в различных республиканских и всесоюзных соревнованиях. В 1963 году на Спартакиаде школьников в Волгограде наша команда вошла в шестёрку лучших и меня пригласили в юношескую сборную СССР. Вместе со мной играли такие впоследствии знаменитые футболисты, как Анатолий Банишевский, Владимир Гулямхайдаров и другие. А по возвращении домой пригласили в главную команду республики – «Алгу».
Мальчишки моего поколения в Киргизии мечтали играть за этот клуб. Набирался опыта, играя с замечательными футболистами Ревгатам Бибаевым, Петром Шубиным, Зарлыком Султановым, Юсупом Мусаевым. Пусть и не в высшей лиге, но команда достойно представляла республику рангом ниже. Нападение «Алги» считали в первой лиге союзного чемпионата одним из лучших.
ПЕРВЫЙ ГОЛ ЗАБИЛ «ЗАРЕ»
– А как получился вариант с «Кайратом»?
– В 1968 году позвал Пётр Зенкин. К тому времени я отслужил в армии, поиграл в армейских командах. Даже ЦСКА мной интересовался. На предложение Зенкина сразу согласился, отбросив из головы вариант с ленинградским «Зенитом». Те тоже сватали, но я выбрал ближний вариант. Всё же ближе к дому. К слову, ленинградцы ещё долго уговаривали, но я пять лет провёл в алматинской команде.
– Вспомните свой первый матч в высшей лиге?
– Накануне Дня Победы мы принимали ташкентский «Пахтакор». После первого тайма вели 1:0, в перерыве заменил Олега Волоха, полностью отыграл вторую половину. Поучаствовал в нескольких атаках, снабжал мячами Квочкина и Абгольца. Мы выиграли – 4:1. В тот сезон по статистике провел 27 матчей.
– А первый гол?
– Их у меня было не так много. Но в том сезоне, кажется, забил три гола. Два из них луганской «Заре». Первый на выезде, когда отыгрались (1:1), второй дома (2:0). Отличился ещё Сергей Квочкин.
– А самый памятный гол?
– Торпедовцам Москвы в «Лужниках» в 69-м. Мы разыграли классическую комбинацию, партнёры вывели меня один на один с вратарём автозаводцев Лайзаном, я пробросил мяч мимо него и сделал счёт 2:0. До этого забил Олег Долматов. Потом не верилось, что победили команду с Ворониным, Стрельцовым, Никоновым, Гершковичем, Гулямхайдаровым в составе… Позже «Пахтакору» забил на выезде головой. Мяч прилетел с фланга, и я мягко сбросил его в сетку ворот.
С СЕГИЗБАЕВЫМ ДЕЛИЛ БРОВКУ
– Что запомнился вам «Кайрат» конца шестидесятых?
– В двух словах не скажешь. Частыми сменами тренеров, к примеру. Начинал в «Кайрате» с Петром Зенкином, заканчивал с Виктором Корольковым. За пять лет у руля команды побывало еще несколько человек – Александр Келлер, Чен Ир Сон, Александр Севидов. Трудно было перестроиться под требования разных по стилю и методам наставников. Но в «Кайрате» в то время были исполнители высокого класса – Юрий Мусин, Слава Бубенец, Олег Долматов, Евгений Михайлин, Сергей Рожков, Валерий Круглыхин и многие другие.
– С кем из них поддерживаете отношения?
– С теми, с кем видимся на таких соревнованиях, как турнир Сегизбаева. Рад, что увидел Тимура Сегизбаева, нашего капитана тех лет. Мужественный человек и авторитетный футболист, он в нужный момент мог повести за собой команду. Мы с ним играли на одной бровке. Он в полузащите, я – в нападении. Получилась неплохая связка.
С удовольствием встречаюсь в Куралбеком Ордабаевым, Сеильдой Байшаковым. Они только пришли в «Кайрат», когда я собрался уходить. Всегда рад увидеть своего партнёра по атаке Виктора Абгольца. Дружили мы тогда с Валеркой Круглыхиным, Олегом Долматовым, Серёгой Рожковым. Воспоминания о тех годах в «Кайрате» приносят ощущения морального удовлетворения. Сегодня футбол совершенно другой. Мы играли не за деньги, мы играли, чтобы получить удовольствие и порадовать болельщиков. И они платили тем же. Была всенародная любовь к «Кайрату». Стадион был полон всегда.
– Звание Мастера спорта СССР за Кубок МССЖ получили?
– Я его ещё в «Алге» получил. Было положение – если попадаешь в одиннадцать лучших (своего рода символическая сборная союзных республик), то тебе присваивают мастера.
КАЛАШНИКОВ, НИКОНОВ, ВОЛГИН, ЕРКОВИЧ
– Михаил Михайлович, как сложилась ваша судьба после «Кайрата»?
– Я ещё три года доигрывал в целиноградском «Динамо» – добротной команде, которая каждый год оказывалась в числе лучших казахстанской зоны. Старые травмы стали давать о себе знать, и мне пришлось перейти на тренерскую работу. Первым клубом, где я начинал как наставник, стал новосибирский «Чкаловец» в 1976 году. Помните, наверное, московских спартаковцев Александра Калашникова и Владимира Никонова, чемпионов СССР 1979 года? Они тогда играли у меня в сибирской команде. Кстати, Никонов – алматинец. Он в АДК начинал, был в «Кайрате». Позже выступал за ЦСКА, «Локомотив» (Москва).
В то время в «Чкаловце» появился и Сергей Волгин. Позже я работал в «Уральце» и «Жетысу». Волгин тоже играл в этих клубах. Когда стал забивать голы, на него обратил внимание Константин Остроушко, в то время главный тренер «Кайрата», и Сергей перешел в алматинский клуб. Отсюда уехал в Москву, в «Спартак». Ещё один мой известный воспитанник – Валерий Еркович. Он также выступал за новосибирскую команду. Позже перешел в краснодарскую «Кубань».
– Вы до сих пор на тренерской стезе?
– В Киргизию я вернулся в 1988 году. Тренировал команды мастеров. А сегодня работаю с детьми. Возраст даёт о себе знать. Восьмой десяток пошёл.
– Кроме «Кайрата» с Казахстаном что-то связывает?
– У меня две дочери в Алматы живут. Старшая родилась тут, вышла замуж. Потом вторая дочь перебралась. Получилась так, что встретила свою вторую половину на Иссык-Куле, поженились. Парень оказался алматинцем. С удовольствием езжу теперь сюда повидать не только старых друзей, но и внуков…