Вернуться к списку статей

Война. Блокада. Футбол. Казахстан

Футбол
522
31.05.1942. Футбольный матч на ленинградском стадионе

80 лет назад, 27 января 1944 года, в результате Ленинградско-Новгородской стратегической операции Красной Армии, была окончательно снята блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня.

ИГРАЕМ В ФУТБОЛ, ЗНАЧИТ, ЖИВЫ!

125 граммов хлеба, наполовину состоявшего из опилок и клея… Такова была норма взрослого человека в блокадном городе.

12942

Но не хлебом единым жив человек. Футбол был одной из согревающих душу радостей в лихолетье. Спорт рассматривался руководством страны как важный элемент поднятия морального духа.

В советской футбольной историографии упоминалось несколько матчей в блокадном Ленинграде. В частности, в знаменитом сборнике Николая Елинсона «Это – футбол!», первой книгой о футболе, которую автор этих строк прочитал в далёком детстве. Больше всего, помню, задели тогда слова – «Если мы в футбол умеем ещё стучать, значит, мы живы!»

Борис ОРЕШКИН. УЧАСТНИК БЛОКАДНЫХ МАТЧЕЙ

Один из таких матчей состоялся 31 мая 1942 года между ленинградским «Динамо» и Н-ским (Ленинградским Металлическим) заводом. Репортаж специально транслировался по радио на линию фронта. Давая понять противнику, что жизнь в «городе мёртвых» продолжается. Именно его историографы считают первым блокадным матчем.

12931

В 1991 году на стадионе «Динамо» в тогдашнем ещё Ленинграде (имя Санкт-Петербург вернулось городу чуть позже) открыли мемориальную доску. На ней отчётливо видна фамилия одного из участников матча – Бориса Орешкина, впоследствии, в 1952 году, тренера футбольного «Динамо» из Алма-Аты.

12932

Борис Степанович ОРЕШКИН
11 (24) 07.1912 – 19.06.1974

Родился в Санкт-Петербурге. В футбол начал играть в 1929 году в Ленинграде. Воспитанник команды ленинградского завода «Двигатель». В 1930-1935 гг. – в командах заводов «Красный Октябрь», «Промет», «Двигатель». В 1936-1939 гг. – в команде мастеров «Красная заря». Финалист Кубка СССР 1938 года. В списке 55 лучших футболистов 1938 года (№ 5). С 1940 года – в ленинградском «Динамо». С 1936 года – игрок сборной города. Участник международных встреч с командами Турции и Болгарии. Участник блокадных матчей и поездок ленинградского «Динамо» по городам СССР в 1942 и 1943 годах.
Награжден орденом Красной Звезды (1945), медалью «За оборону Ленинграда» (1943), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Принял участие в легендарном турне московского «Динамо» по Великобритании в 1945 году. Заслуженный мастер спорта (1945).
Тренер. Окончил полный курс школы тренеров ГОЛИФК им. П.Ф. Лесгафта (1947–1950). Тренировал ДСО «Трудовые резервы» Ленинград (1948–1951), «Динамо» Алма-Ата (1952), СК «Большевик»/ДСО «Зенит» Ленинград (1953–1960), «Тралфлотовец» Мурманск (1961), ДСО «Спартак» Ленинград (1962–1964), ДСО «Труд» Ленинград (1965–1968), «СК «Арсенал» Ленинград (1969–1973).
Похоронен на Серафимовском кладбище.
(Сайт «Блокада-Футбол»)

О героизме военного моряка Краснознамённого Балтийского флота говорится в наградном листе на орден Красной звезды:

«В кампанию 1941-42 гг. старший краснофлотец Орешкин, командуя катером НКЛ, сделал 48 ответственных боевых выходов. По заданию командования вплотную подходил к берегу, занятому противником, производил разведку, и, прорывая завесу ожесточенного огня береговых батарей в районе Стрельна, Петергоф, имея на катере повреждения, доводил катер до базы, доносил результаты разведки.
Точные разведдонесения старшего краснофлотца Орешкина о расположении береговых батарей противника, способствовали их подавлению и уничтожению.
При проводке наших кораблей у берега противника дерзко бросался к берегу под прямую наводку противника, принимая огонь на себя. Ставил, ослепляя противника, дымовые завесы. И выполнив задание на катере, получившим пробоины, возвращался на базу.
11 караванов благополучно провёл под тяжёлым огнем противника старший краснофлотец Орешкин. Зимой 1942 года участвовал в дерзких разведках в восточной части Финского залива, столкновениях с группой противника на льду. Имея раненую ногу, старший краснофлотец Орешкин добровольно продолжал участвовать в боевых операциях. Зимой 1942 года в тяжелую стужу по 18-20 часов находился на льду, бросаясь туда, где завязывался бой с противником. Участвовал в отражениях атак групп противника».
(Сайт «Память народа»)

12933

Весной 1942 года с линии фронта отозвали ряд спортсменов, в частности, футболистов, которые приняли участия в блокадных матчах. Среди них был и Борис Орешкин. После чего боец был вовлечён в военно-спортивную жизнь города и спортобщества, стал участником выставочных матчей ленинградского «Динамо».

12934

Летом 43-го ленинградские динамовцы снова выехали в командировку по стране: играли в Москве, Иваново, Кирове, Свердловске, Казани, Тбилиси, Кутаиси, Сухуми, Баку, Алма-Ате. По словам Сергея Румянцева, исследователя биографии Бориса Орешкиа, он принял участие во всех матчах этого турне.

Ни подтвердить, ни опровергнуть версию коллеги попросту невозможно, поскольку оригиналы документов в ЦГА РК о визите «Динамо» (Ленинград) в Алма-Ату до настоящего времени по каким-то причинам находятся под грифом «Секретно»

Имеются только публикации в казахстанской прессе тех лет. В репортажах о матчах составы команд отсутствуют. Однако в материале о прибытии футболистов Ленинграда в столицу Казахской ССР фамилия Орешкина действительно указана.

Футболисты из Ленинграда сыграли в Алма-Ате на стадионе «Динамо» два матча, 9 и 10 октября 1943 года. И в обоих одержали победы – 5:1 и 4:0.

По возвращению из турне, в зимнем спортивном сезоне-43/44 Борис Орешкин в составе «Динамо-1» стал чемпионом Ленинграда по хоккею. Безусловно, по русскому хоккею, с мячом.

12943

Спустя десять лет после первого блокадного матча заслуженный мастер спорта СССР Борис Орешкин стал тренером алма-атинского «Динамо», команды выступавшей в классе Б Всесоюзного первенства по футболу. И проработал с ней один сезон. А в первенстве Казахской ССР по хоккею с мячом в феврале 1952-го его подопечные станут третьими.

Алексей МОСКАЛЁВ. ФУТБОЛЬНОЕ ЭХО ДЖАМБУЛА

12935

«Ленинградцы – дети мои! Ленинградцы – гордость моя!». Слова известного стихотворения, адресованные великим казахским акыном Джамбулом Джабаевым жителям города на Неве, находившимся в тисках блокадного кольца, передались напрямую его земляку.

Алексей Кондратьевич Москалёв родился 14 сентября 1922 года в селе Тростянка Балашовского района Саратовской губернии. В середине 20-х семья оказалась в городе Аулие-Ата (позже Джамбул, ныне Тараз). Именно здесь на стадионе «Локомотив» (сейчас – «Улан») Алексей начал играть в одноимённой молодёжной команде. Принимал участие в Первенстве Турксиба.

20 октября 1941 года Алексея призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). После окончания специальной школы НКВД в Ростове, парня направили в Ленинград, где он выполнял боевые задачи при Управлении контрразведки Ленинградского фронта. 24 февраля 1945 года был награждён орденом Красной звезды. В 1985 году, на 40-летии Великой Победы, ветерана наградили орденом Отечественной войны 2-й степени.

12936

В 1943 году Алексей Москалёв стал чемпионом Ленинграда в составе команды запасной 36-й стрелковой дивизии генерал-майора Я.Г. Быстрова. Возглавлял футболистов начальник физподготовки дивизии капитан Н. А. Гульбатов, тренировал Г. Ф. Гостев. В команде выступали известные до войны ленинградские футболисты – Н. Фисенко, И. Куренков, С. Строков, А. Кравец, 3. Баскаков.

После войны Москалёв в составе джамбульского «Локомотива» становился победителем Первенства Казахской ССР 1947 года, играя одну из ведущих ролей в команде.

12937

К сожалению, самого участника блокадных футбольных баталий уже нет с нами. Но в 2016 году мой давний товарищ летописец джамбульского футбола Александр Поляков помог встретиться с сыном фронтовика-футболиста. Сергей Алексеевич рассказал следующее:

– В блокадном Ленинграде отец участвовал в операциях по ликвидации диверсантов. В одной из таких лично задержал шпиона. Половину своего пайка отдавал родственнице, иначе она бы не выжила. Любопытный эпизод, связанный с футболом Ленинграда произошёл уже после войны. В Джамбул приехал на товарищескую встречу ленинградский «Зенит». Отец после матча пригласил всю команду в гости. И рассказал зенитовцам о футболе в годы блокады. Игроки подарили ему футбольный мяч со своими автографами. После отец презентовал этот мяч своему начальнику, большому любителю футбола.

12938

Люди живы столько, сколько их помнят. Для увековечивания памяти в городе на Неве перед стадионом «Динамо» установлен скульптурный ансамбль футболистам военной поры.

12940

Вероятно, есть смысл подумать о том, чтобы в Таразе на стадионе «Улан» появилась памятная табличка с надписью: «Здесь, в команде «Локомотив», начинал свой спортивный путь чемпион блокадного Ленинграда (1943) и чемпион Казахской ССР (1947) Алексей Москалёв».


Автор: Станислав Сарсеков
Яндекс.Метрика