Решение президента ФИДЕ остановить турнира претендентов в Екатеринбурге вызвало неоднозначную реакцию в шахматном мире.
УЧИТЫВАЯ СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ
Детская считалка про негритят, воспетая Агатой Кристи, материализовалась в спорте. По мере развития ситуации с пандемией мировую арену покидает один «негритёнок» за другим. Одной из последних дошла очередь до шахмат.
«Правительство РФ объявило, что с 27 марта Россия прерывает авиасообщение с другими странами на неограниченный период времени. ФИДЕ не может продолжать турнир без гарантий безопасного и оперативного возвращения домой для участников и официальных лиц турнира. Учитывая сложившуюся ситуацию, я принял решение об остановке турнира. Турнир продолжится позже, точные даты будут объявлены, как только позволит ситуация, связанная с пандемией вируса COVID-19. Результаты первых семи туров сохраняются и будут учтены при возобновлении турнира. Соревнование продолжится, начиная с восьмого тура». (Аркадий ДВОРКОВИЧ, президент ФИДЕ)
КОГДА РВЁТ НА РОДИНУ
К решению прервать турнир можно относится двояко. Понятно, что здоровье участников – прежде всего, но в процитированном решении об этом ни слова. Прерываемое авиасообщение – это аргумент, но есть и обратная сторона медали. С двумя китайцами – Ван Хао и Дин Лижэнем – всё понятно. Их неудержимо рвёт на родину, которая, судя по всему, с коронавирусом справилась. Но зачем лететь в пылающие Штаты тому же Каруане? Если можно было пересидеть вспышку в спокойном Екатеринбурге, а заодно и доиграть турнир.
Американец, к слову, по ходу турнира не особенно «температурил». По крайней мере, публично недовольства не выражал. В отличие от, скажем, Александра Грищука, которому мешало в столице Урала всё – условия, атмосфера, маски персонала…
ДЕЛАТЬ СВОЁ ДЕЛО
В этом отношении одним из самых адекватных оказался француз Максим Вашье-Лаграв, в последнем туре первого круга победивший прежнего лидера Яна Непомнящего и догнавшего его в турнирной таблице:
– Я делал своё дело, готовился, это был обычный турнир. И я чувствовал, что партии были довольно качественными. С точки зрения ФИДЕ, понятно, что они хотели провести турнир. К решению Раджабова не играть отношусь с уважением, но с учётом обстоятельств и без большой вспышки в России, турнир мог бы завершиться. И ФИДЕ предприняла для этого много мер. Считаю, их трудно в чем-то обвинить, – цитирует Вашье-Лаграва Chess.com.
Максим, напомню, оказался в числе претендентов после отказа от участия в турнире азербайджанца Теймура Раджабова, который, как выяснилось, был не так уж и прав. Турнир позже непременно доиграют. Только Раджабова в нём не будет.
КАРПОВ, ПУШКИН и СМАГИН
А вот как отреагировал на остановку гонки претендентов 12-й чемпион мира Анатолий Карпов, к слову, принимавший участие в её открытии:
– Думаю, что турнир даже в этих условиях можно было доиграть. Была обеспечена полная изоляция игроков, можно было совсем ограничить их общение... Прерывать шахматное соревнование такого уровня – обрекать на тяжёлые последствия. Это исключительное событие. Помню, когда остановили наш матч с Каспаровым, это вызвало тяжелейшие последствия. Не только для нас с Гарри, но и для ФИДЕ. Пострадали отношения внутри.
Понятно, что шахматистам было непросто справиться с дополнительным давлением, но, как-то подзабылось, что они ещё и спортсмены. А истерика и спортсмены, по Пушкину, две вещи несовместные. Даже если в истерическом припадке, вызванном, помимо реальной угрозы, информационным валом негатива, бьётся большая часть человечества.
– Турнир перевалил за экватор, никто не заболел, обстановка на соревнованиях абсолютно камерная. Продолжение восьмого тура – это будет уже совсем другой турнир, и спортивная логика, конечно, нарушена. Мне, как спортсмену, всегда казалось, что соревнования должны завершаться. И в шахматах для этого есть все возможности, это всего четыре доски.
С этими словами известного гроссмейстера Сергея Смагина, участника ещё чемпионатов СССР, трудно не согласиться. Между прочим, Сергею Борисовичу, вице-президенту шахматной федерации Москвы, критиковать ФИДЕ не впервой. Всякий раз по делу, что характерно, и конструктивно. Вот, к примеру, его мнение относительно недавнего переноса шахматной Олимпиады в Москве.
– Считаю, что ФИДЕ совершила грандиозную ошибку, не рассмотрев вариант с проведением олимпиады в режиме онлайн. В сложившихся условиях это было бы колоссальной возможностью популяризировать шахматы. Не секрет, что в шахматах мы все события фактически черпаем из онлайна. И в условиях отмены всех спортивных соревнований, этот вариант можно было рассмотреть и просчитать. Это чётко подчеркнуло бы особую специфику шахмат, которую можно было продемонстрировать. Серьёзная упущенная возможность, ведь всё равно большинство будет смотреть партии олимпиады в онлайне.
КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
А в истории с отменой турнира претендентов есть ещё один важный момент, который озвучил другой известный гроссмейстер и шахматный комментатор Сергей Шипов:
– Случилась какая-то абсолютно уникальная ситуация в истории и шахмат, и всей планеты. Никогда не было такой паники и информационного вала, который давит со всех сторон. Мне кажется, что для всей публики и любителей спорта это будет большой потерей. В условиях самоизоляции и всевозможных ограничений турнир был отдушиной для людей.
Вы правы, Сергей Юрьевич. Отдушиной, да ещё какой! О любителях спорта, фанатах шахмат, да и просто обывателях, замордованных инфопропагандой в стиле «мы все умрём», никто сейчас не думает. Они остались на обочине смысла, за кадром. В критической ситуации, выходит, каждый сам за себя. В прямом и переносном смысле.