Вернуться к списку статей

Борис АЛЕКСАНДРОВ: Наше олимпийское золото

Хоккей
1K
Борис АЛЕКСАНДРОВ в матче за сборную СССР. Фото Getty images

Ровно 45 лет назад, 15 февраля 1976 года, состоялась торжественная церемония закрытия XXII Белой Олимпиады. В составе хоккейной сборной СССР в Инсбруке выступал 20-летний воспитанник усть-каменогорской школы хоккея. Золотая олимпийская медаль Бориса Александрова знаменует собой одну из самых ярких страниц в истории казахстанского хоккея.

БЫЛА БЫ ТОЛЬКО ТРОЙКА, ДА ТРОЙКА ПОСИЛЬНЕЙ!

На той Олимпиаде их было трое, уроженцев Казахской ССР. Лыжник Иван Гаранин из города Рудный Кустанайской области представлял спортобщество «Енбек». Конькобежец Сергей Рябев из «Буревестника» – город Павлодар. А хоккеист Борис Александров из Усть-Каменогорска уже играл в московском ЦСКА.

По поводу конькобежца-олимпийца, правда, существует иное мнение. Редактор популярного еженедельника «Контакт-Спорт» Виктор Антонов утверждает, что Сергей Рябев из Усть-Каменогорска. Однако в книге Бориса Хавина «Всё о советских олимпийцах» (Изд. «ФиС», 1985) Рябев значится павлодарцем.

9627

В той же книге, к слову, приведён и его результат в Инсбруке в забеге на 1 500 метров (2.02,15). В отличие от Рябева, которому лишь пару секунд не хватило на полторашке для бронзы, двое других вернулись из Австрии с наградами. А Гаранин даже с двумя.

Одну бронзовую медаль он выиграл в гонке на 30 км (1:31.09,29). Вторая – наиболее ценная. Болельщики со стажем наверняка помнят его потрясающий финиш в полной драматизма эстафете 4х10 км, когда после третьего этапа сборная СССР шла лишь шестой. Только спурт Гаранина, показавшего лучшее время из всего квартета (30.40,67), позволил лыжникам советской команды дотянуться до бронзы.

И всё-таки главное внимание на Олимпийских играх по традиции приковано к хоккейным баталиям, которые всегда являлись украшением главных спортивных соревнований.

АЛЕКСАНДРОВ? ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ!

Ещё за пару месяцев до старта Белой Олимпиады-76 кандидатура Бориса Александрова серьёзным образом на поездку в Инсбрук не рассматривалась. Тренерский штаб сборной СССР (Борис Кулагин и его помощники Константин Локтев и Владимир Юрзинов) видели в составе других хоккеистов. Тестовыми стали игры турнира на приз «Известий» в Москве. Александрова «на пробы» не включили. На позиции нападающих, кроме тех, кто уже застолбил за собой место в сборной, рассматривались Хельмут Балдерис из рижского «Динамо» и его московский одноклубник Александр Голиков. Воспитаннику хоккея Рудного Алтая пришлось, как говорится, «грызть лёд», чтобы на него обратили внимание.

Блестящая игра Бориса Александрова в составе армейского клуба в суперсерии-76 против профессионалов НХЛ, где он стал вторым по результативности после Валерия Харламова, заставила обратить внимание на перспективного форварда. Заокеанские подвиги Александров подтверждал и отличной игрой в чемпионате страны. По состоянию на 25 января 1976 года он с 28 очками (17+11) входил в число восьми топ-бомбардиров Высшей лиги.

И вот заключительный этап подготовки. Сборная выезжает на товарищеские матчи в Финляндию. До Олимпиады ровно две недели, но тренерский штаб ещё в поиске. Ни Балдериса, ни Голикова уже не берут. Дают шанс Вячеславу Анисину из «Крылышек».

В двух первых матчах с командой Суоми сборная СССР хоть и одержала победы, но выглядела не совсем убедительно. В первой игре, выигранной со счётом 9:4, уступали после первого периода 1:2, а после второго 3:4. Во втором матче победа 5:3, но вновь проигран первый период (1:2). За золотые олимпийские перспективы команды было немного тревожно.

А что если попробовать Александрова?! Вероятно, такая мысль, промелькнула у наставников советской ледовой дружины. Смущало, правда, что из обоймы выпал Владимир Викулов, и наигранную тройку ЦСКА Викулов – Жлуктов – Александров, блеснувшую в играх с заокеанскими профи, не удастся вмонтировать в сборную. И всё-таки Александрову дали карт-бланш.

Третий матч в Хельсинки (9:0) стал настоящим бенефисом Александрова. На счету Бориса – четыре заброшенные шайбы! Покер в дебютном матче – лучшая заявка на место в олимпийской команде.

ОДИННАДЦАТЬ НАДЕЖД. И ЕЩЁ ОДИННАДЦАТЬ

Если в чемпионате СССР того времени многие клубы использовали лишь две пары защитников и три тройки нападающих, то на международных соревнованиях квота на матч выглядела по-другому – три пары защитников и четыре тройки нападающих, плюс запасной голкипер и ещё одно место под игрока любого амплуа. Итого 22 в заявке.

В заявке сборной значились три дебютанта: Сергей Бабинов, Виктор Жлуктов и Борис Александров. Все остальные – маститые ледовые бойцы, прошедшие горнило суперсерий-72 и 74. В воротах 24-летний Владислав Третьяк, уже носивший титулы олимпийского чемпиона и пятикратного чемпиона мира. Его дублёр Александр Сидельников из «Крылья Советов».

Полевых игроков определили следующим образом. Первая пятерка выглядела безупречной: Александр Гусев и Валерий Васильев в защите, в нападении Борис Михайлов – Владимир Петров – Валерий Харламов. Состав первой пятёрки практически армейский, за исключением московского динамовца Васильева. Вторая тоже была ударной: армейцы Геннадий Цыганков и Владимир Лутченко, а также спартаковское трио форвардов Виктор Шалимов – Владимир Шадрин – Александр Якушев. В нападении третьей пятёрки имела место клубная «солянка»: Александр Мальцев («Динамо» Москва) – Виктор Жлуктов (ЦСКА) – Сергей Капустин («Крылья Советов»).

Где в этом созвездии место для Александрова? Тренеры определили ему роль «блуждающего форварда», решив по ходу турнира включать его в то звено, в которое посчитают нужным.

У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА

В хоккейном турнире Зимней Олимпиады-76 принимали участие 12 команд. Отсутствовали сборные Канады и Швеции, зато была мощная команда Чехословакии, крепкий орешек финны, будущий бронзовый призер ФРГ, тёмная лошадка из США, готовая потрепать нервы фаворитам.

9629

Дюжину команд разбили на пары, в которых роль маток играли сборные, занимавшие высокие места в иерархии ЛИХГ (так в то время именовалась ИИХФ). Победители должны были выявить шестёрку команд для топ-турнира, остальные играли в утешительном раунде. В элиту олимпийского хоккейного турнира пробились сборные СССР, ЧССР, ФРГ, США, Финляндии и Польши. Медали разыгрывались в однокруговом турнире. За победу присуждали тогда два очка, за ничью одно. Овертаймы и буллиты в регламенте не значились. Осечка в любой игре могла стоить дорого.

Сборная СССР начала турнир с квалификационного матча с Австрией. Интересно, что команду хозяев тренировал Юрий Баулин, при котором началось восхождение усть-каменогорского хоккея в середине 60-х.

После двух периодов счёт на табло был 12:2, а в третьем тренеры дали шанс Борису Александрову. Каково же было удивление телеболельщиков, когда Александров вышел в первом звене, вместо Харламова. Вот это доверие! Игра была сделана, но сборная СССР ещё четырежды поразила ворота соперников, дав возможность разок забить и австрийцам – 16:3. Александров отметился результативной передачей. Так началось его восхождение на Олимп.

Продолжение следует.

9628


Автор: Станислав Сарсеков
Яндекс.Метрика