ДВЕ АРМИИ АРКАДИЯ ХОХМАНА
Судьба первого председателя Федерации футбола Казахской ССР Аркадия Вольфовича Хохмана богата на причудливые повороты. Уроженца Кишинёва, города, который в 30-е годы прошлого столетия был центром Бессарабии, в начале 1938 года призвали в королевские войска румынской армии. Позже Румыния, как известно, станет сателлитом гитлеровской Германии. Но служба юного Аркадия у румынского короля ограничилась курсом молодого бойца и игрой за «Маккаби» из Бухареста.
«После первых месяцев казарменного положения снова оказался в водовороте футбольной жизни. Весь 1938, 1939 и по 20-е числа июня 1940 года выступал в первенстве Румынии среди команд второго дивизиона за клуб «Маккаби». Был центром нападения». (Из книги А. Хохмана «Футбол. Странички пройденного пути», изд. «Өнер», 2002)
Затем на карте Европы произошли серьёзные изменения. Бессарабия вошла в состав Советского Союза как Молдавская ССР. Хохман вернулся в Кишинёв, а в конце 1942 года вновь примерил военную форму. Теперь уже Красной Армии. Он служил в Харьковском пограничном училище, дислоцированном в Ташкенте.
«Отсутствие офицерского звания никогда не было помехой для руководства спортсменов с различными офицерскими званиями, не только в футболе, где мой авторитет был непререкаемым, но и в организации других видов спорта. Соблюдая сам в служебной обстановке дисциплину, субординацию и правила внутреннего распорядка, где в тренировках и соревнованиях старшинство переходило ко мне». (Из книги А. Хохмана «Футбол. Странички пройденного пути», изд. «Өнер», 2002)
Участвуя в подготовке кадров для фронта, Хохман занимался организацией оборонно-физкультурной и спортивно-массовой работы. В 1943 году Аркадий в составе сборной Узбекской ССР выступал на Спартакиаде Средней Азии и Казахстана в Алма-Ате.
Вместе с ним на поле играл такой известный мастер, как Констатин Щегоцкий, до войны выступавший в киевском «Динамо» и привлекавшийся в сборную страны, а наставником был знаменитый Михаил Бутусов.
«В курсантских подразделениях и постоянно действующих курсах по усовершенствованию командного состава, куда прибывали командиры из действующей армии и частей всего Советского Союза, находилась группа видных спортсменов. В памяти сохранились добрые отношения с В. Волковым, чемпионом СССР по десятиборью, известным волейболистом Ю. Абахадзе, гимнастом В. Кравцовым, фехтовальщиком А. Солженикиным…». (Из книги А. Хохмана «Футбол. Странички пройденного пути», изд. «Өнер», 2002)
Вскоре училище передислоцировали в Алма-Ату. Так Аркадий Хохман оказался в городе, с которым связал свою дальнейшую судьбу. Футбольную, в том числе.
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ВЛАДИМИРА ТОЛЧИНСКОГО
В отличие от Аркадия Хохмана, который во время войны занимался подготовкой резерва для погранвойск, Владимир Давыдович Толчинский, понюхал пороха сражений Великой Отечественной.
Когда началась война, его эвакуировали с Украины в Казахстан. Юный Володя работал учётчиком в колхозе «Заря Востока», а когда ему исполнилось 18, парня направили в Сталинабадское танковое училище. Ускоренные трёхмесячные курсы, звёздочка младшего лейтенанта на новеньких погонах, направление – Белорусский фронт.
Офицер Владимир Толчинский принимал участие в форсировании Днепра и Вислы, освобождал Белоруссию и Польшу. За операцию на Днепре Толчинский был награждён орденом Красной Звезды. Пик операции пришёлся на ноябрь 1943 года, когда ночью войска на плотах переправлялись через реку под шквальным огнём противника. Тех, кому удалось пересечь Днепр, иначе, как счастливчиками, не называли. Форсирование Днепра до сих пор называют одной из самых сложных операций второй мировой.
После ранения Толчинский поступил на географический факультет МГУ, но по семейным обстоятельствам оставил учёбу и вернулся в Алма-Ату. Военная закалка часто помогала ему и в мирной жизни. Он никогда не пасовал перед трудностями.
Именно Владимиру Давыдовичу было поручено привезти из Акмолинска в Алма-Ату Николая Старостина в конце 40-х. Именно он штурмовал кабинеты высоких начальников, чтобы был построен Центральный стадион в Алма-Ате. Именно журналист Толчинский взял незапланированное интервью у президента США Ричарда Никсона во время его транзита в Индию через Алма-Ату в 67-м.
Не случайно наставники московского и тбилисского «Динамо» Константин Бесков и Гиви Чохели остановили выбор на Владимире Толчинском, доверили ему миссию рефери финала Кубка СССР 1970 года, справедливо рассчитывая на объективное и качественное судейство.
…В разное время оба, и бывший пограничник Аркадий Хохман, и бывший танкист Владимир Толчинский, руководили Федерацией футбола Казахской ССР.
Продолжение следует