Наш портал продолжает вглядываться в многогранную картину ушедшего футбольного года. На очереди женский футбол, а точнее – его на редкость незавидное состояние.
Прежде чем представить дамский портрет ушедшего футбольного года, стоит особо отметить, что прожит он был (хотя правильнее, вероятно, было бы говорить о выживании) женской частью нашего футбольного сообщества под знаком неизжитых проблем и хронических болячек. Больших и малых.
Перечислять можно долго. Слабенькая, чтобы не выразиться покрепче, инфраструктура; дефицит толковых кадров на всех уровнях; хромающая на обе ноги система подготовки резерва; перекосы и недочёты с регламентом и организацией чемпионата; отсутствие должной пиар-поддержки... А ещё – практически повсеместные перебои или неопределённость с финансированием, из-за коих одни клубы были и остаются на грани исчезновения, а кто-то уже и вовсе почил в бозе (последний яркий пример – поднявшая было голову «Астана»). И это при том, что, как справедливо заметила наша футбольная звезда Мария Ялова:
«Содержание женской команды – это затраты всего на одного легионера в мужском футболе».
Понятно, что организаторам, участникам и наблюдателям турниров среди женщин те бюджеты и уровень внимания СМИ и болельщицких кругов, какими давно пользуется мужской футбол, и не снились. Вот и в Европе мужской и женский футбол – это вещи несопоставимых порядков. Можно сказать, явления разных планет, если не вселенных.
Только вряд ли это объясняет и оправдывает зашкаливающий уровень цинизма и пренебрежения к женскому футболу в Казахстане. В том числе – и это самое печальное – со стороны тех, в чьи прямые обязанности входит всемерное культивирование этого специфического и только пытающегося встать на ноги сегмента игры миллионов. УЕФА проводит серьёзную и системную работу по повышению статуса и популярности женского футбола среди своих членов и добился определённых успехов. Однако отечественными спортивными властями работа по внедрению европейских стандартов, такое впечатление, воспринимается как навязанная им неприятная обуза.
О какой, скажите, популяризации женского футбола можно вообще говорить, если в высокотехнологичном 2017 году поиск информации для подготовки обыкновенного обзора игр чемпионата страны был нередко сродни журналистскому расследованию какого-нибудь засекреченного дела? Если даже на сайте КФФ (в течение большей части года – ещё ФФК) официальные протоколы матчей чемпионата и Кубка страны выкладывались то с жутким опозданием, то в издевательски неполном виде, то вообще не выкладывались? Если в федерации сочли возможным отмахнуться от идеи организовать хотя бы веб-трансляцию официального домашнего матча нашего чемпиона с сильнейшей командой Европы в самом престижном турнире («БИИК-Казыгурт» – «Лион» в плей-офф женской Лиги чемпионов)? Если сборные младших возрастов в одни ворота проигрывали европейским сверстницам, часто с двузначным счётом?
Иными словами, женский футбол в Казахстане по сей день напоминает не то бедного родственника, от которого стыдливо (или брезгливо?) отгораживаются, не то некий исчезающий вид для Красной книги. Болгарский специалист Калоян Петков, хорошо знакомый с нашими общественными ландшафтами и «национальными особенностями», прямо и честно описал суть ситуации:
«Называя вещи своими именами, женский футбол в федерации пущен на самотёк».
И всё же, вопреки стойкому ощущению погружённости в заброшенное, никому не нужное болото, в течение года находились коллективы и личности, игрой и результатами доставлявшие нам положительные эмоции. Как именно, при каких обстоятельствах и в какой хронологической последовательности это происходило, вспомним во второй части материала.
Продолжение следует