ЕСЛИ БЫ НЕ ТОЛИК…
Специалисты предрекали ему большое будущее, футболку сборной СССР в том числе. Федотов был одним из лучших разрушителей в чемпионате Союза. Имел в арсенале приличную скорость. Не успел нападающий поднять голову, а мяч уже у кайратовца, который начинает атаку в противоположную сторону.
Цепкий защитник успевал и подчищать огрехи партнёров по обороне. «Если бы не ты, Толик, – признавался Вадим Степанов, игравший с Федотовым в центре, – я бы не успел». Позже такие же слова благодарности говорили и другие защитники «Кайрата» – Борис Ищенко, Валентин Дышленко, Владимир Асылбаев, Юрий Мусин.
В составе алма-атинцев Анатолий Федотов провёл девять сезонов, сыграв 222 матча.
ВСТРЕЧА В ЦИТО
Уроженец подмосковного Подольска появился в «Кайрате» в 1960 году. Пригласил Федотова Николай Глебов, который стал главным тренером алма-атинцев в первый год выступления команды в классе А. Наставник хорошо знал новичка по Симферополю. Их футбольные биографии пересеклись именно там, на Украине.
Уже на сборах в Сухуми Анатолий привлек к себе внимание как скоростной защитник, хорошо играющий в отборе. И сразу получил место в основе, сыграв в первом сезоне 37 матчей. Его игрой восхищались даже соперники. Неудивительно, что на Федотова положили глаз тренеры сборной СССР и московского ЦСКА. В то время для армейцев вырвать понравившегося футболиста из любого состава было делом одного росчерка пера. И Анатолия призвали в армию. С перспективой, что он пополнит ряды сборной СССР. Сезон-1961 Федотов начал в составе армейцев.
Вспоминает игрок «Кайрата» 60-х Владимир ИВАНУШКИН:
– На старте сезона-61 я получил травму и поехал лечиться в Москву, в Центральный институт травматологии и ортопедии. Меня, к слову, оперировала сама Зоя Миронова. Попасть к такому профи мечтали многие спортсмены.
В палате стоял телевизор. Как-то вечером транслировали матч чемпионата СССР. Армейцы играли со спартаковцами. В составе ЦСКА вышел и наш Анатолий Федотов. Наблюдая за игрой бывшего одноклубника, всё больше укреплялся в мысли: он должен выступать за сборную СССР. Толик играл блестяще, был уверен в своих силах, коршуном накрывал нападающих. Но в одном из моментов столкнулся с кем-то из соперников и его вывели с поля под руки.
Через два дня к нам в палату заходит Федотов. Глазам своим не поверил: «Толик, это ты?». 12 дней провели вместе. Анатолий очень переживал из-за тяжёлой травмы. Сможет ли теперь вернуться на прежний уровень? В Москве тогда он остался, но наставники ЦСКА перестали ставить его в основу. И он попросился назад, в Алма-Ату, где много сезонов радовал своей игрой болельщиков.
ДВОР НА ДВОР
– В Федотове, словно, жили два человека, – рассказал другой его одноклубник и друг Диас ОМАРОВ. – Первый – в быту, всегда уважительный и гостеприимный. Переживал за друзей. На выездных матчах заботился о каждом из нас. То бутерброд предложит, то сладости какие-нибудь. Когда были в Москве, бежал по магазинам и покупал нам там разные вкусности, поскольку хорошо знал Первопрестольную. А вот на футбольном поле он был совершенно другим – жёстким и неуступчивым. Большим козырем его была, конечно, скорость. Форвардам практически невозможно было от него убежать. Он накрывал их моментально, отбирал мяч и начинал новую атаку.
Вспоминается такой случай. Мы частенько собирались семьями. Инициатором были Анатолий Иванович и его супруга Татьяна. Во время одной из таких встреч обнаружилось, что в одном доме (на Мира/ Юных коммунаров) живут семьи Федотова, Остроушко, Нечистика, Ченцова, Кузнецова и моя. А в другом доме, неподалёку – Волоха, Лисицына, Степанова, Киселёва, Акимова и других. После этого на тренировках мы делились на команды по принципу «дом на дом». И бились не на шутку.
…После окончания спортивной карьеры Анатолий Федотов работал детским тренером. В коллективе спортивной школы, где работал, пользовался большим авторитетом. 4 июня 1985 года пришёл домой, сел на диван отдохнуть и ему стало плохо. Приехавшая «Скорая» зафиксировала смерть. Ему было всего 48…