Вернуться к списку статей

Константин ГОРОВЕНКО – Один «Кайрат» казахстанский футбол не вытянет

Футбол
2K
Константин ГОРОВЕНКО (в центре) в тренерском штабе
10 января ему исполнилось 40 лет. Иные в этом возрасте только заканчивают карьеру игрока. Константин Горовенко давно тренирует. Карьере футболиста сборной Казахстана (6 матчей, 3 гола за главную команду) помешала тяжёлая травма и неудачная операция. Карьера молодого тренера идёт в гору.

Большую роль в становлении молодого наставника сыграла работа в тренерском штабе «Кайрата» (первая часть интервью здесь), куда он пришёл ещё при Владимире Вайссе.

ДВА ИСПОЛНИТЕЛЯ НА КАЖДУЮ ПОЗИЦИЮ

– Константин, а в чём коренное отличие Вайсса от наших маститых спецов?

– Владимир внимательно относится к деталям. Бытовым, организационным. Главный акцент в тренировках – на атаку. Красивая, комбинационная и зрелищная игра была.

– Но до чемпионства всё же не дотянули. Почему?

– Если не брали золото, значит, чего-то не хватало. Нам очень не везло с травмами ведущих игроков. Так получалось, что они выпадали из состава перед встречами с главными соперниками. Сейчас я на сто процентов уверен, что в команде на каждую позицию должны быть равноценные футболисты, способные безболезненно заменить выпадающую единицу. Они должны создать конкуренцию и держать себя в тонусе.

Искусство тренера заключается и в том, чтобы поддерживать общий психологический настрой в команде, мотивировать подопечных, несмотря на их отсутствие их в стартовом составе. Это требования современного футбола, без них нельзя рассчитывать на успех. В этом плане импонирует наш наставник Кахабер Цхададзе, умеющий подобрать ключ к игрокам.

ПРО КРМПОТИЧА И ГУЛЯМХАЙДАРОВА

– У футболиста Горовенко и тренера Горовенко одинаковое отношение к тренерской работе? Находит ли понимание Горовенко-тренера то, что раньше выводило из себя Горовенко-футболиста?

– Анализируя себя в качестве футболиста, нахожу ошибки в своём поведении, корю себя за то, что неправильно воспринимал слова наставников. Тренер может быть спокойным или эмоциональным. Главное – умение достучаться до игрока. Был у нас такой Златко Крмпотич. Кричал, ругался, но добивался своего, мы выходили максимально заряженными на борьбу в каждом матче. А есть много примеров, когда уравновешенный специалист цепляет единственную струнку в душе, и ты пашешь в каждой игре. Владимир Гулямхайдаров молчит-молчит, а в нужный момент скажет слово, и у тебя крылья вырастают. Это яркий пример психологической совместимости тренеров с командой. Тренер должен чувствовать такие моменты.

Константин ГОРОВЕНКО

Родился 10 января 1977 года в Жанатасе. Воспитанник джамбульского футбола. Амплуа: защитник.

Клубная карьера:

1995, 1997, 1998/2003 – «Кайрат» , 1996 – «Кайнар» (Талдыкорган), 1997/98 – «Астана» , 2004, 2006 – «Железнодорожник» (Алматы), 2005 – «Алма-Ата» (Алматы), 2007/2008 – «Мегаспорт» (Алматы), 2009 – «Сункар» (Алматинская обл.)

Карьера тренера:

2010/12 – «Сункар» (Алматинская обл.), 2014 – Академия «Кайрата», с 2015 – «Кайрат».

Сыграл 6 матчей и забил 3 гола в составе национальной сборной Казахстана.

– Вы упомянули Крмпотича. Можно узнать, что это за человек, который настроил против себя болельщиков и прессу, но за него горой стояли игроки «Кайрата»?

– Златко был первым в Казахстане специалистом такого уровня. В своё время выигрывал Кубок чемпионов в составе «Црвены звезды». Игрок сборной Югославии. Потом возглавлял молодёжную сборную Сербии. Квалифицированный специалист. Со мной у него были отличные отношения. Хороший тренировочный процесс был поставлен, интересные занятия проводил. Любил порядок и самоотдачу от подопечных.

– В чём, на ваш взгляд, проблема Крмпотича, не сумевшего отработать контракт до конца и бесшумно покинувшего Казахстан?

– Мне кажется, что у него и первых футбольных иностранцев, прибывших к нам, было ошибочное представление о нашем обществе. Они относились к нашей стране несколько свысока, тем самым подрывая свой авторитет на корню. Когда он уезжал, мне как раз делали операцию. Ребята рассказывали, что нервозность в поведении Златко возникла за два-три тура до отъезда. Было заметно разочарование. Возможно, какая-то беседа с руководством клуба повлияла на его решение. Сейчас об этом можно только гадать.

Константин Горовенко, Сункар
Константин ГОРОВЕНКО (2) в "Сункаре". Фото Эдуарда ГАВРИША

ИГРЫ НЕ СДАВАЛИ

– В тот период были непонятные матчи, когда «Кайрат» проигрывал не самым сильным соперникам. Не было ли слива игр, на которые и последовала реакция Крмпотича?

– Нет, такого быть не могло. Игры мы точно не сдавали.

– Недавно FIFPro провёл опрос, по результатам которого мы узнали, что каждый третий игрок в Казахстане имел предложение сдать матч…

– Знаете, кто в этом участвовал, никогда не признается. Зачем? За себя же могу сказать – никогда не участвовал в договорняках и не получал за это деньги.

– А сами со стороны можете определить, что матч договорной?

– Такими вещами должны заниматься правоохранительные органы. Нужны факты и прямые доказательства, а не домыслы на уровне «мне кажется, что…» Футбол развивают такие матчи как «Кайрат» – «Астана». Когда есть честная борьба, и все понимают это. Слышать, конечно, приходилось разное, но это не повод, чтобы обвинять кого-то в продажности.

ИНФРАСТРУКТУРА, ТРЕНЕРСКИЕ КАДРЫ, ВОСТРЕБОВАННЫЕ ЗА РУБЕЖОМ ИГРОКИ

– Помните, лет десять назад на матчи «Кайрата» приходили от силы тысяча болельщиков. Сейчас, мягко говоря, значительно больше. Как на вас лично действует атмосфера на Центральном стадионе?

– Это непередаваемые чувства, когда после матчей в Лиге Европы или после дерби двух столиц город наводнён шумными болельщиками, размахивающими кайратовскими флагами, декламирующими речёвки. В этом видятся и результаты работы клуба по привлечению болельщиков. Но без качественной игры зрителя на стадион не заманить. Энергетика трибун стимулирует невероятно! Не только игроков, но и тренеров. Каждый, кто бывал в бушующем людском море, со мной согласится. Хочется в каждой игре видеть полный стадион и получать толику счастья. А потому заставляешь себя работать, не покладая рук.

Константин Горовенко
23.04.2001. Отборочный матч ЧМ-2002. КАЗАХСТАН – МАКАО 5:0. Константин ГОРОВЕНКО подвёл черту под результатом встречи. Фото Reuters

– Когда полтора десятилетия назад нас приняли в УЕФА, будущее виделось  радужным. Но что-то пошло не так в футбольном Казахстане. Есть у вас объяснение, почему наша сборная болтается в шестой корзине, а клубы лишь изредка удивляют Старый Свет яркими матчами?

– Нужно больше хорошей футбольной инфраструктуры. Нужны идеальные поля. Они заставляет футболиста быстрее думать. Нужны футбольные академии, сильные детско-юношеские тренеры. За 25 лет построили одну «Астану Арену», а остальные стадионы уже морально устарели. Вот мы едем на тренировку, за город, и наблюдаем новую «Халык Арену». Она будет служить лет пятьдесят. На ней будут тренироваться дети. Хоккей, коньки. Вот это я понимаю – отношение к спорту. Нужно в каждом городе построить по нескольку футбольных манежей, которые будут принимать большое количество юных футболистов. С инфраструктурой придёт полноценное развитие футбола. Один «Кайрат» не вытянет весь казахстанский футбол. Такие условия должны быть везде. На местах нужно уделять должное внимание детскому футболу. Причём не на словах, а на деле. Тогда и вкусим плоды, и порадуемся за казахстанский футбол.

– Всё дело в отсутствии инфраструктуры?

– Не только в этом. Наши футболисты перестали стремиться за границу. Наше поколение пыталось пробовать себя хотя бы в России. Такая проверка мастерства обогащает и позволяет совершенствоваться. Вспомните Литвиненко, Зубарева, Карповича, Кадыркулова, Балтиева, Смакова, Фомичёва-младшего, Шевченко. Все они при первой же возможности ехали за границу и не терялись в составах приглашавших их клубов. Нынешние же боятся таких вызовов от жизни. Вместе с ними топчется на месте и весь казахстанский футбол.

Так что, отвечая на ваш вопрос об отсутствии прогресса, подчёркиваю три компонента полноценного развития – инфраструктура, сильные тренерские кадры и востребованные за пределами Казахстана игроки.

Продолжение следует.

Автор: Талгат Садыков
Яндекс.Метрика