Вернуться к списку статей

Константин ГОРОВЕНКО – В футболе трудно изобрести что-то революционное

Футбол
2K
21.04.2001. Отборочный матч ЧМ-2002. КАЗАХСТАН – НЕПАЛ 4:0. С мячом автор четвёртого гола Константин ГОРОВЕНКО. Фото Reuters
Болельщики со стажем и специалисты помнят его игру в командах мастеров, короткую, но яркую карьеру в клубах и сборных. Ныне Константин работает в системе «Кайрата». Тренирует фарм-клуб, дебютанта Первой лиги. Чем не повод для разговора, который, нужно сказать, вышел далеко за намеченные рамки.

С СЕМЬЁЙ, НО БЕЗ ФУТБОЛА ИЛИ С ФУТБОЛОМ, НО БЕЗ СЕМЬИ?

– Родился я в 77-м, в Жанатасе, – начал Горовенко. – Городке, где кроме фосфорного завода и кинотеатра, по сути, не было ничего. С утра до вечера пропадал с пацанами на улице. В футбол, конечно, играли тоже. Потом была секция футбола. Считаю, очень повезло с наставником. Ахметов Утук Курбанович – мой первый тренер. У нас было много хороших футболистов, команда играла во второй лиге. К слову, бронзовый призёр чемпионата Европы по футзалу Серик Жаманкулов – мой земляк, начинал здесь же.

В 91-м меня направили в Алма-Ату, в ДЮСШОР. Прошёл все тесты. Зачислили. Через год Сергей Дышленко пригласил в спортинтернат, в котором тренировались многие ребята, ставшие потом известными футболистами. В тот момент стоял перед выбором – уехать с родителями в Россию или попробовать себя в большом футболе здесь. Выбрал второе – остался вместе с футболом, но без семьи.

Из интерната в 95-м меня пригласил в «Кайрат» Курбан Бердыев. Понаблюдав за мной несколько дней, он взял меня на выездную игру в Шымкент. Вышел на замену в амплуа правого полузащитника. До конца сезона меня включали в заявку, но на этой позиции играл, и неплохо, Дмитрий Галич, который сейчас работает в калининградской «Балтике»…

«ЗАЧЕМ МЫ ТЕБЯ ОТДАЛИ? ВОЗВРАЩАЙСЯ В «КАЙРАТ!»

– В 1996 году «Кайрат» возглавило трио Масудов – Коньков – Никитенко. В команде выступали Аскар Кожабергенов, Андрей Кучерявых, Серик Жейлитбаев. Молодым пробиться в основу было невероятно трудно. Чтобы не терять практики, я поехал в аренду в Талдыкорган. В 19 лет начал выходить на замену в тогда ещё «Кайнаре».

И вот встречаемся с «Кайратом» в Кубке, а я забиваю гол. Затем ответная игра в Алматы, и снова забиваю. Владимир Никитенко недоумевает: «Зачем мы тебя отдали? Давай возвращайся в «Кайрат»!». В будущем сезоне вернулся, но, как выяснилось, опять на лавочку. Во втором круге перешёл на правах аренды в столичный «Женис».

В 98-м «Кайрат» раздвоился, и меня пригласили в гражданский «Кайрат». Вышли из первой лиги в вышку. Подписал полноценный контракт. Меня стали выпускать на позицию правого защитника, потом на место центрального защитника. Играл в паре с Алмасом Кулшинбаевым, Аскаром Кожабергеновым…

Константин ГОРОВЕНКО

Родился 10 января 1977 года в Жанатасе. Воспитанник джамбульского футбола. Амплуа: защитник.

Клубная карьера:

1995, 1997, 1998/2003 – «Кайрат» , 1996 – «Кайнар» (Талдыкорган), 1997/98 – «Астана» , 2004, 2006 – «Железнодорожник» (Алматы), 2005 – «Алма-Ата» (Алматы), 2007/2008 – «Мегаспорт» (Алматы), 2009 – «Сункар» (Алматинская обл.)

Карьера тренера:

2010/12 – «Сункар» (Алматинская обл.), 2014 – Академия «Кайрата», с 2015 – «Кайрат».

Сыграл 6 матчей и забил 3 гола в составе национальной сборной Казахстана.

КТО – НА БАЗАР, КТО – В КРИМИНАЛ

– Развал СССР больно ударил по всем сферам жизни, в том числе и по футболу…

– Да, во времена Союза было много юношеских турниров, вроде «Надежды» или «Переправы». Постоянная игровая практика с представителями разных школ – огромный опыт, который влиял на характер и мастерство. Разрыв связей все переживали трудно. Сократились контакты с российским, кавказским, прибалтийским, украинским футболом.

Спасибо Серику Байтурсынову, директору нашего интерната, который находил возможность иногда возить нас на турниры. Было очень тяжёлое время, и сейчас, вспоминая те годы, порой удивляешься, как нам удалось сохранить себя и любовь к футболу. Помню, мы ходили в школу, а у нас одна ручка на двоих, одна тетрадь для всех предметов. Была неопределённость, растерянность. Кто-то пошел на базар, кто-то ударился в криминал. Но я мечтал связать жизнь только с футболом.

– Понятно, что в детстве мы все болели за «Кайрат», но были ведь заграничные игроки и клубы – эталоны в футбольном искусстве. Вы кому отдавали предпочтение?

– Восхищало киевское «Динамо» и «Милан». Из игроков нравились Зидан, Роналдо и Барези. Может, ещё Марадона.

– А первый большой турнир, осознанно увиденный?

– Чемпионат мира в Мексике 1986 года, когда сборная СССР провела сумасшедшие встречи с венграми (6:0), Францией, которую вёл Мишель Платини (1:1), и матч, оставшийся на всю жизнь занозой в сердце – с Бельгией (3:4). Конечно же запомнился блистательный Марадона, забивший сумасшедшие голы Англии и Бельгии.

Константин Горовенко
2008 год. МЕГАСПОРТ – АЛМА-АТА. Знакомые всё лица. Сергей ГРИДИН (11), Вадим БОРОВСКИЙ (13), Константин ГОРОВЕНКО (2), Жамбыл КУКЕЕВ (10). Фото Эдуарда ГАВРИША

НОВОЕ – ЭТО ЧУТЬ ВИДОИЗМЕНЁННОЕ СТАРОЕ

– Согласен, с мексиканским чемпионатом по зрелищности мог бы сравниться разве что Кубок мира-1998 во Франции. Как думаете, почему не каждый чемпионат мира  – выставка настоящего футбола?

– На мой взгляд, в нашем виде спорта существует некая цикличность. Каждые 8-12 лет проходит запоминающийся турнир. Например, 1994-й год. Чемпионат мира в США запомнился как самый закрытый и прагматичный. Матчи заканчивались со счетом 1:0, 0:0. 2:0 уже воспринималось как голевое пиршество. Защитные тактики стали доминировать. Это привело к тому, что ввели трёхочковую систему начисления баллов за победу. Стимул к атакующей игре привёл к поиску другой тактики и расстановок. Очень грамотный ход высшего футбольного менеджмента вернул игре зрелищность на рубеже тысячелетий.

Сейчас опять доминируют оборонительные тактики, три центральных защитника являются залогом успеха командной игры. Но всё повторяется по спирали. Новое – видоизменённое в деталях старое. А что-то по-настоящему революционное изобрести в футболе трудно. Помнится, Валерий Газзаев с тремя защитниками выиграл Кубок УЕФА лет пятнадцать назад. Сегодня Конте с итальянцами демонстрируют грамотную оборону и искромётную игру в атаке. Многие обращаются к старым схемам, внося в них небольшие новшества, в зависимости от наличия исполнителей.

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

– Любопытно, как вы решили стать тренером? Осознанный выбор или спонтанный шаг?

– В 25 лет серьёзная травма колена и неудачная операция заставили задумываться о будущем. До того момента вся жизнь была посвящена игре. Ничего другого и делать не умел. Друзья говорили – мол, можешь стать тренером, раз вдумчивый и спокойный.

Когда играл за «Железнодорожник», Берик Аргимбаев просил меня проводить отдельные занятия. Мне нравилось придумывать упражнения с мячом, которые нравились игрокам. А уже под конец карьеры Алмас Кулшинбаев предложил помочь ему в «Сункаре». Кем-то вроде играющего тренера.

Мы выиграли первую лигу-2011 году, провели хороший сезон и вывели команду в высшую лигу, выиграв 26 матчей. В 2012-м в премьер-лиге до середины сезона я был в тренерском штабе, который руководство решило поменять по ходу сезона. Было страшное разочарование, маленькая трагедия. Потому что вошёл во вкус, чувствовал, что двигаюсь в правильном направлении как тренер.

Связался с Эдуардом Глазуновым, который тогда был спортивным директором «Кайрата». Выяснилось, что есть вакансия второго тренера в академии «Кайрата», в команде 1998 года рождения. Согласился. Пришёл туда с Максимом Шевченко. Потом 1999-й год принял, поработал в штабе Владимира Вайсса. Приобрёл большой опыт  совместного труда со словацким специалистом и его коллегами. Приятные в общении, мастера своего дела. Они значительно пополнили багаж моих знаний.

Продолжение следует.

Константин Горовенко, Кайрат
Тренер "Кайрата" Константин ГОРОВЕНКО. Фото пресс-службы клуба

Автор: Талгат Садыков
Яндекс.Метрика