Вернуться к списку статей

Казахстанские тренеры в КПЛ-2017 – Игра в мясорубку

Футбол
2K
Главный тренер «Акжайыка» Вахид МАСУДОВ – единственный казахстанский специалист КПЛ-2016, оставшийся на своём посту к началу нового сезона. Фото пресс-службы ФК «Шахтёр» (Караганда)

До начала нового чемпионата Казахстана остался ровно месяц. Наш портал собрал воедино кусочки тренерского пазла Премьер-лиги, сопоставив его с картиной прошедшего сезона.

После недавних собраний в ФФК/ПФЛК вроде бы наступила окончательная ясность с форматом и кругом лиц КПЛ-2017. Сначала не сложился вариант с 14 клубами, при котором в центр дискуссии выдвигалась вероятность сохранения элитной прописки за «Таразом» и «Жетысу», выбывших по спортивному принципу. Позднее новость об исключении «Алтая», повергшая в шок всё болельщицкое сообщество Восточного Казахстана (и не только!), круто изменила диспозицию. «Тараз» таки будет играть в высшем дивизионе, и старания новообразованного областного клуба по завоеванию путёвки в высший свет попросту пропали втуне.

Насколько справедлив и адекватен пересмотр состава участников КПЛ-2017 – предмет отдельного разговора. Тема же настоящей публикации иная. Зная поимённо всю дюжину Премьер-лиги и видя общую ситуацию с тренерскими кадрами, констатируем важный момент. А именно: один из главных трендов последних сезонов – ослабление позиций отечественных тренеров в пользу специалистов забугорных – не только сохранился, но и усилился.

Возьмём прошлый сезон. Если на старте КПЛ-2016 казахстанский тренерский цех был представлен шестью полководцами, то на финише местные рулевые стояли лишь во главе двух команд. Пройти всю дистанцию от первого тура до последнего удалось лишь Бахтияру Байсеитову и Алмасу Кулшинбаеву. Матёрый Байсеитов, если абстрагироваться от его трений с болельщиками и участия в громком скандале (никоим образом позициям Баке, впрочем, не навредившим), как бы преуспел – взял с «Ордабасы» четвёртое место и евробилет. Кулшинбаев же не сумел избежать худшего: его «Жетысу» пошёл на дно, что повлекло и отставку самого рулевого сразу после финиша.

Ну а ещё раньше, по ходу сезона, работы лишились Дмитрий Огай («Тобол»), Нурмат Мирзабаев («Тараз»), Владимир Никитенко («Атырау») и Талгат Байсуфинов («Акжайык»). На смену досрочно уходившим казахстанцам прибывали их коллеги из дальнего и ближнего зарубежья. Исключение составил лишь «Акжайык», где вакансию занял Вахид Масудов. И спас, заметим, клуб от вылета.

По состоянию на сегодняшний день официально новые стратеги-тактики объявились почти в половине команд – в «Актобе», «Атырау», «Кайсаре», «Таразе» и «Ордабасы». Причём на Западе произошёл размен иностранца на иностранца, в Кызылорде и Шымкенте приезжие спецы заняли место казахстанских и только «Тараз» поступил ровно наоборот.

Если конкретизировать, то актюбинцев после россиянина Юрия Уткульбаева принял украинец Игорь Рахаев, а во главе тренерского штаба нефтяников встал хорват Зоран Вулич, пришедший на смену болгарину Стойчо Младенову. При этом Младенов быстро трудоустроился в штабе «Кайсара», приняв эстафету у Султана Абильдаева, выведшего команду в Премьер-лигу.

Два знаковых камбэка свершилось на юге страны. Непотопляемый Байсеитов, уйдя на повышение в президенты клуба, освободил роль коуча «Ордабасы» для небезызвестного россиянина Алексея Петрушина. А ещё ранее «Тараз», завершивший сотрудничество с украинцем Юрием Максимовым, вернул к родным пенатам местного корифея Ваита Талгаева.

КПЛ-2017. Тренеры и тренерские перестановки

Клуб Действующий главный тренер
Ушедший в межсезонье главный тренер
Астана Станимир Стойлов (Болгария)
Кайрат Кахабер Цхададзе (Грузия)
Иртыш Димитар Димитров (Болгария)
Ордабасы Алексей Петрушин (Россия)
Бахтияр Байсеитов (Казахстан)
Окжетпес Владимир Муханов (Россия)
Актобе Игорь Рахаев (Украина)
Юрий Уткульбаев (Россия)
Тобол Омари Тетрадзе (Россия)
Атырау Зоран Вулич (Хорватия)
Стойчо Младенов (Болгария)
Шахтёр Алексей Ерёменко (Россия/Финляндия)
Акжайык Вахид Масудов (Казахстан)
Тараз Ваит Талгаев (Казахстан)
Юрий Максимов (Украина)
Кайсар Стойчо Младенов (Болгария)
Султан Абильдаев (Казахстан)

Таким образом, в количественном соотношении пришлых и доморощенных тренеров в КПЛ обозначился ещё более серьёзный крен не в пользу наших – было шесть к шести, потом стало девять к трём, а теперь вот – десять к двум. Только присутствие Масудова в «Акжайыке» и Талгаева в «Таразе» как-то сглаживает тревожное состояние дел. И это ещё если в оставшийся до старта месяц не произойдёт новых рокировок по модной ныне схеме «иностранец вместо своего».

Казалось бы, в пору всеобщего экономического кризиса у отечественных тренеров должны быть все шансы отыграть у варягов утраченные позиции. Не тут-то было. Грустно, что даже самым квалифицированным казахстанским специалистам с большим трудом даётся участие в этой конкурентной, полной подковёрных маневров мясорубке.

Автор: Тлек Адрышев
Яндекс.Метрика