НОВАТОРСТВОМ ПО МЕНТАЛИТЕТУ
– Еркежан, в мире женщины уже давно играют в футзал, а мы только начали его пропагандировать…
– Менталитет. Мужчина у нас хозяин не только в доме. Футбол до поры тоже считался исключительно мужским видом спорта. Теперь вот с мячом неплохо обращаются и наши девушки. Вспоминаю детство. Записалась я в восьмом классе на футбол. Тайком от матери бегала на тренировки. А когда она узнала про моё увлечение, такой скандал устроила!
– Представляю!
– Нисколько не осуждаю маму. Она по-своему права. В её время все получали такое воспитание. Девушкам нельзя было играть в мужские игры. Времена меняются. Я сама уже мама, но воспринимаю игру номер один по-другому. Наше поколение новаторствует в жизни.
Мне пришлось пройти через многие барьеры. С подругами жадно читала литературу о футболе. В свободное время бежала во двор, чтобы погонять мяч с мальчишками. В восторг приходила, когда слышала звон мяча. Раздавала точные пасы. А когда удавался дриблинг, это было что-то неописуемое. Получала и получаю удовольствие от физических нагрузок. И очень хорошо понимаю девушек, которые собрались в Алматы на турнир по футзалу.
БЫЛО ВСЁ, И СЛЁЗЫ ТОЖЕ
– А кто, интересно, выиграл?
– Алматинский «Сункар». Но не это главное. Главное, что турнир состоялся и был востребован. Из Актобе, к примеру, приехали две команды. Причём за свой счёт. И как же бились девушки! Обыграли даже команду звёзд, за которую выступали Юлия Медведева, Наталья Иванова, Маша и Катя Яловы, другие знаменитные футболистки.
– Сможете коротко охарактеризовать женский футзал?
– У него своя прелесть. Конечно, скорости не мужские, да и технический арсенал пока не тот. Но болельщики увидели грацию и красоту, присущую только женщинам. А дриблинг, и красивые голы, и сэйвы вратарей – всё это было. И слёзы тоже. От радости, от боли, от переживаний за результат. Уверена, женский футзал займёт достойное место среди других видов спорта, если его поддержат на государственном уровне, найдутся меценаты среди бизнесменов. Уже существуют студенческие команды девушек, которые играют в первенствах городов и учебных заведений.
– Говорят, Мария Ялова опять наколотила кучу мячей?
– Маша по-прежнему неуступчивый боец, бомбардир. Её признали лучшим игроком турнира. Словом, молодец, но, как мне кажется, Маше не хватало простора большого футбола. А её команда, к слову, не попала в призёры.
КАК ЗАКАЛЯЛА ЖУРНАЛИСТИКА
– Еркежан, а как вы пришли в спортивную журналистику?
– Раз не получилось заиграть в команде мастеров, решила стать футбольным пропагандистом. Сразу после школы пришла на «31-й канал» и заявила с порога – хочу стать спортивным репортёром. Мне дали шанс. Шефами были Андрей Жарков и Марлен Бейсебаев. Приглядывалась к их работе, ездила с ними на съёмки. А однажды, когда наша сборная дома крупно проиграла немцам, мне дали задание высказать свою точку зрения. Написала то, что думала. Похвалили!
– А что потом?
– Потом c телеканала убрали спортивные новости. И я снова осталась со своими мечтами о футболе. Но тут дядя записал меня на курсы молодого арбитра. Параллельно с учёбой напросилась в стажёры в агентство «Хабар». Думаю, именно моя настырность и безотказность в работе заставили руководство утвердить мою кандидатуру. Через полгода меня приняли в штат. Кроме своих обязанностей, помогала Тимуру Камашеву в проекте «Тотальный футбол». Журналистика закалила, сделала более уверенной в себе.
ПОПРОБУЙ – НАПУТСТВОВАЛ ЛЕВНИКОВ
– Но футбольным арбитром вы всё же стали…
– Честно признаться, обслуживать игры не собиралась. После окончания школы молодого арбитра стать судьёй меня уговорил Николай Левников, тогда возглавлявший казахстанский судейский корпус. «Попробуй, – напутствовал Николай Владиславович, – может быть, понравится. Тем более в Казахстане дефицит женских кадров в футболе».
– И как, понравилось?
– Как сейчас помню первый опыт в качестве судьи. Мне сразу доверили обслуживать матч в поле. Я вышла в поле и растерялась. Вокруг меня в прямоугольнике 120х90 бегают 22 юноши. Свистела часто. И по делу, и без. Каких только слов не услышала в свой адрес. После игры, откровенно говоря, разрыдалась. Но потом, взяв себя в руки, решила – буду судить. Попросила только, чтобы в следующий раз меня назначили боковым арбитром. Опыта нужно было набираться.
– В 2012 году видел, как вы обслуживали матчи Первой лиги...
– В то время логику назначений понять было трудно. То судили женский чемпионат, то детские турниры, то Первую лигу.
УРОКИ СУДЕЙСТВА
– Были ли игры на пятёрку?
– Конечно. Не одна и не две. Помню, мы с Лилией Каримовой работали боковыми арбитрами. Дважды на моей стороне были спорные моменты. Нападающий одной из команд попадал в неочевидные офсайды. Я чётко сработала, поднимая флажок. Потом меня за это благодарили и футболисты, и руководство судейского корпуса.
– А самый обидный промах вспомните?
– Дело было в Шымкенте. Команды первой лиги доигрывали вничью матч при 30-градусной жаре. За две минуты до финального свистка я потеряла концентрацию и пропустила момент, когда мяч вводился из-за боковой. Атакующий футболист получил в штрафной мяч из аута и пробил в угол. А я «зажгла» флажок, сигнализируя о положение вне игры. Арбитр в поле дал свисток. А ведь когда мяч вводится из аута, офсайд не фиксируется. Очередной урок в судейской практике.
СНОВА В ФУТБОЛЕ!
– Почему не продолжили судить и дальше?
– На «Хабаре» поставили перед выбором – или футбол, или журналистика. И я выбрала профессию репортёра. Как оказалось, не надолго. Закрылся проект «Тотальный футбол», спортивная редакция переехала в Астану. А я выбрала семейное счастье – вышла замуж и родила дочь. Но по выходным по-прежнему играю с братьями в футбол. Теперь и муж к нам присоединился.
– У вас ведь должность в алматинской федерации футбола?
– Должность – сильно сказано. Скорее, общественная работа по велению души. Спасибо Владимиру Ахунову, вице-президенту федерации футбола города. Случайная встреча с ним стала новым поворотом в жизни. Я снова в команде. Возглавляю городской комитет женского футбола. Работа беспокойная, но интересная.