Вернуться к списку статей

Тлеухан ТУРМАГАМБЕТОВ: И тогда судья шепнул – отдайте игру, уедем живыми

Футбол
2K
1992 год. Игрок
51-летний кызылординский Пеле и сегодня активно играет за ветеранские команды. В первенстве южной столицы, а он переехал в Алматы в 2011-м, выступает за «Легион». Капитанит, голы забивает на заглядение. Не хуже, чем в молодости. Первая часть интервью здесь

ПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ ПО ХОДУ МАТЧА

– Тлеухан, в дубле «Кайрата» вы были не на последних ролях. Вспомните интересные матчи?

– Помню старт резервной команды «Кайрата» в 1984 году. На поле совхоза Томаровский мы выиграли у динамовцев Киева и одесского «Черноморца» с одинаковым счётом 1:0. Оба мяча забил Эдик Сон. А я первый гол за дубль «Кайрата» забил в Москве «Спартаку». Ту встречу мы выиграли 3:1. Запомнился также гол «Арарату». Удалось из трудного положения закрутить мяч в дальний угол ворот. Тот сезон для резервистов «Кайрата» вообще сложился удачно. Заняли четвёртое место, а мне удалось забить в общей сложности 10 голов.

– Говорят, нападающий должен непременно обладать голевым чутьем...

– Нападающему надо уметь читать игру. И писать сценарий по ходу – открываться, предугадывать действия не только партнёров, но и соперников. Не гнушаться идти в отбор. А вот того самого голевого чутья у меня как раз не было. В отличие от Серёги Когая. Он ловил мяч там, где его не ждали. И завершал атаки.

Тлеухан Турмагамбетов
Тлеухан ТУРМАГАМБЕТОВ, 1992 год

ПРОЩАЙ, СБОРНАЯ СОЮЗА…

– Вы, кажется, в том сезоне получили приглашение в молодёжную сборную СССР?

– Да, молодёжка готовилась к чемпионату мира в Москве, который должен был состояться летом следующего года. Нас, казахстанцев, в команде Бориса Игнатьева и Сергея Мосягина было двое – я и вратарь Вадим Гроздов. Но не сложилось у обоих. Причины, по которым отцепили Вадика, мне неизвестны, а у меня обнаружили шум в сердце. Случилось это перед самой поездкой во Францию, на турнир. Посоветовали поехать в Алма-Ату и пройти полное обследование. Но наша совковая беспечность привела к тому, что меня даже не стали обследовать. Мосягин снова вызвал в Москву. И узнав, что я так и не прошёл медицинское обследование, отправил домой.

Вскоре я расстался и с «Кайратом». Тяжело заболела мать, да и в техникуме настала пора преддипломной практики. Тимур Санжарович Сегизбаев со Станиславом Францевичем Каминским (они к тому времени руководили командой) уговаривали остаться, но я уже принял твёрдое решение. Впрочем, в «Кайрат» я позже вернулся. Уже после обретения суверенитета, в 93-м. Правда, пробыл в алматинской команде всего несколько месяцев.

– Как вас встретили дома?

– 1986 год получился для «Мелиоратора» тяжёлым. В середине сезона у руля команды встал Юрий Акифович Хакимов. Игровой практикой не баловал. Но однажды, когда проигрывали «Трактору» 0:2, услышал голос наставника: «Где этот Пеле? Пусть выходит на замену». Для себя решил: умру, а докажу, что зря полирую лавку. Первым же касанием отправил мяч в ворота павлодарцев. Через несколько минут снова забил. Тот матч мы проиграли 2:3, однако после этого Акифович стал ставить меня в состав.

Андрей Мирошниченко, Владимир Просеков, Тлеухан Турмагамбетов
Андрей МИРОШНИЧЕНКО, Владимир ПРОСЕКОВ и Тлеухан ТУРМАГАМБЕТОВ с бомбардирскими сертификатами популярного еженедельника. Фото Эдуарда ГАВРИША

ПОД ДУЛАМИ АВТОМАТОВ

– Вы стали непосредственным участником триумфа кызылординцев в Кубке Казахстана 1999 года…

– Такие победы навсегда остаются в памяти. Мы ровно прошли всю дистанцию и в финале выиграли у «Востока». Но последствия той победы, к слову, единственной в истории «Кайсара», были ещё интереснее. Это я о матчах с таджикским клубом «Ходжа Каримов» в Кубке обладателей кубков Азии.

В Таджикистане тогда шла война, но кого в АФК это волновало? Полетели чартером. Благодаря титульному спонсору, это не было проблемой. Прилетели, вышли на тренировку, заметили, что вокруг поля лежит гравий. Спрашиваем у работника стадиона – наверное, ночью асфальт постелят? А тот отвечает – первую игру вы выиграли 3:0, а если выиграете и вторую, мы этими камнями вас забросаем. Хороши «шутки»…

На матче присутствовал полевой командир Ходжа Каримов с автоматчиками, которые стояли на бровке. За нашими футболистами устроили настоящую охоту, доставалось всем. В перерыве кто-то даже отказался выходить на поле. Поначалу я сидел в запасе, но, выйдя на замену, сделал всё, что мог.

Это не было футболом. Нарушали правила хозяева, а штрафной пробивали в нашу сторону. При счете 0:3 узбекский арбитр поставил ещё одну точку в наши ворота. Нурик Абуов парировал этот удар. После этого арбитр начал тянуть время, шепнув нам: «Отдайте игру, уедем живыми».

Поскольку по итогам двух матчей счёт то был равным 3:3, пробивались пенальти. Абуов парировал два выстрела соперников (к счастью, не автоматных), а мы реализовали все свои попытки. Но радости, сами понимаете, было мало. Только наш вратарь вскинул руки вверх, как кто-то из местных тут же подбежал к нему и что-то шепнул. Мы сразу, не переодеваясь, пошли к автобусу, уже в гостинице помылись и в тот же вечер покинули Таджикистан. Такой вот футбол под дулами автоматов. Нынешним футболистам подобное и присниться не может.

СМЕЛЫЙ И ОТЧАЯННЫЙ. КАК ВОЛК

– Потом в вашей карьере были «Жигер» и «Тараз». Что побудило покинуть «Кайсар»?

– В своем деле любой из нас хочет быть победителем. В футболе, да и в других видах спорта, идёт, если хотите, борьба за выживание. Если ты силён, идешь дальше. Если слаб, извини-подвинься. Помню, в детстве отец привёз мне волчонка. Даже маленький, он совершенно не боялся людей. Мог цапнуть так, что мало не покажется. Вот этот шрам на руке – отметина Серого, который прожил у нас дома целый год. И, знаете, я частенько его сопоставлял с собой. Хотелось быть таким же смелым и отчаянным. Таким и должен быть и футболист. За годы спортивной карьеры я это понял.

Как мог сражался за место в составе шымкентской и таразской команды. Но старые травмы не давали покоя, и после нескольких лет скитаний я вернулся в «Кайсар», на флаге которого к тому времени уже красовался волк. К слову, когда обсуждали эту тему, я тоже высказался в пользу степного хищника.

…После завершения карьеры футболиста работал в родном клубе тренером. Сейчас живу в Алматы. Мне нравится, что в свободное время, почитай круглый год, играю в футбол в ветеранских турнирах. Получаю огромное удовольствие. Что еще нужно?!

сборная ветеранов Казахстана
2014 год. Сборная ветеранов Казахстана. Верхний ряд (слева направо): Кайрат АУБАКИРОВ, Канат МУСАТАЕВ, Евгений ЯРОВЕНКО, Ерлан ЕЛЕУСИНОВ, Куралбек ОРДАБАЕВ и Мурат ЕСМУРАТОВ. Нижний ряд (слева направо): Руслан БАЛТИЕВ, Асхат КАДЫРКУЛОВ, Нуркен МАЗБАЕВ, Ойрат САДУОВ, Вахид МАСУДОВ и Тлеухан ТУРМАГАМБЕТОВ. Фото Эдуарда ГАВРИША

Автор: Алим Анапьянов
Яндекс.Метрика