– От волнения, когда листал книгу, – рассказывал Архипов, – у него даже руки дрожали. Встреча с одноклубниками на страницах книги заставила его вернуться в прошлое...
А начинал Вячеслав Солохо свой спортивный путь в «Пахтакоре», в 1966 году. Отличное видение поля, понимание игры, техническая оснащённость позволили центральному полузащитнику уже в сезоне-67 стать твёрдым игроком основы. В 19 лет заиграть в высшей лиге чемпионата СССР мог не каждый. Как рассказывает сам ветеран, в его обязанности входило снабжать форвардов мячами. До сих пор в Ташкенте о Солохо говорят, как о классном диспетчере, умеющем найти вариант точной передачи в труднейших положениях. Играя за ветеранов, он всегда получает призы лучшего разыгрывающего.
Такого футболиста не могли не заметить другие клубы. Первым своим положением воспользовался московский ЦСКА, который в принудительном порядке вырвал из рядов «Пахтакора» талантливого хавбека. К слову, история помнит, что таким же образом, армейцы призвали в свои ряды кайратовцев Фарида Хисамутдинова и Владимира Кислякова. Три сезона провёл в составе ЦСКА Солохо. Играл немого, но продуктивно. Отметился несколькими голами за армейскую команду. После дембеля вернулся в родной коллектив и помог «Пахтакору» в 1972 году вернуться в высшую лигу.
– Начало и середина 70-х – время становления того «Пахтакора, который заиграл в конце семидесятых, – рассказал нашему коллеге Солохо. – В коллектив влились молодые одарённые футболисты. Среди них были и те, кто позже погибнет в авиакатастрофе. Михаил Ан, Владимир Фёдоров, Алым Аширов, Константин Баканов и другие.
На днях автор этих строк набрал номер Солохо и задал ему несколько вопросов.
– В вашей биографии есть казахстанские команды «Шахтёр» и «Кайрат». Как получилось, что вы, игрок основы «Пахтакора», приняли их предложение?
– Да, три последних сезона футбольной биографии я провёл в вашей республике. И нисколько не жалею. Особенно часто вспоминаю Караганду. «Шахтёр» был командой с характером. В то время здесь играли ребята со всего Союза. Сезоны-74 и 76 я провел в горняцком коллективе. А между этими сезонами успел поиграть и в «Кайрате». Позвал меня туда Всеволод Бобров, который знал меня по ЦСКА, помочь «Кайрату» пробиться в высшую лигу. Как откажешь легенде? Так я оказался в Алма-Ате. Отыграл весь первый круг – 19 игр, но потом пошли травмы. Во второй половине чемпионата больше просидел в запасе. Жаль, не удалось тогда «Кайрату» выполнить задачу. С отъездом Боброва покинул команду и я. Вернулся в «Шахтёр».
Но с Алма-Атой до сих пор меня связывают самые прекрасные воспоминания. Недавно мне привезли и подарили книгу «Запах апорта». Название интригующее и, в то же время, очень правильное. Мы с женой часто вспоминаем, как на алматинской квартире в то время мы в своей спальне ставили на шифоньер яблоки, и душистый запах от них наполнял все комнаты. До сих пор его чувствую… А материалы в книге «Запах апорта» заставили меня узнать много нового и о своих одноклубниках – Петре Асылбаеве, Владимире Фомичёве, Анатолии Ионкине, Сеильде Байшакове, Куралбеке Ордабаеве, Александре Жуйкове, Викторе Каткове, Юсупе Шадиеве и многих других. Спасибо авторам! Такие книги очень нужны.
– Вячеслав Васильевич, вспомните годы, проведённые в Казахстане, и в качестве тренера...
– Закончил ВШТ в Москве, сначала работал в Узбекистане тренером. Затем возглавлял отдел спорткомитета, где курировал вопросы сборной республики. В 1986 году работал вторым тренером в «Пахтакоре». Первым зарубежным опытом был малазийский клуб. Потом тренировал сборную Мальдивских островов. После этого непродолжительное работал в Казахстане. Тренировал «Тараз», а потом павлодарский «Энергетик».
– А самый большой успех на тренерском поприще?
– Армейская команда Ташкента под моим руководством становилась чемпионом республики. Было это в 1997 году.
– Говорят, вы недавно приезжали в Алматы?
– У меня там много друзей. Бываю у них в гостях. Иногда езжу с ветеранами. Так что связи с городом яблок не теряю.