Позавчерашнее громкое заявление председателя наблюдательного совета ФК «Кайрат» Кайрата Боранбаева о смене курса популярного клуба произвело впечатляющий эффект. Что стоит за эмоциональным спичем, опубликованным на официальном сайте вице-чемпиона? Каковы перспективы развития команды в контексте назначения главным тренером Карлоса Алоса Феррера, серьёзные команды до сих пор не тренировавшего? Футбольное сообщество бурлит в виртуальном и реальном пространстве, обмениваясь мыслями по поводу происходящего. Предлагаем вниманию читателей мнение обозревателя нашего портала, известного футбольного историка и статистика Станислава САРСЕКОВА.
ОПЛЕУХА ЗА ОПЛЕУХОЙ
Непосредственным поводом для заявления о смене курса стал неудачный европоход. Масла в огонь подлил воскресный матч «Кайрата» с «Атырау», в котором хозяева с трудом ушли от поражения. Второй год подряд клуб не преодолел второй раунд квалификации Лиги Европы. Вслед за «Маккаби» увесистую оплеуху алматинцам влепил «Скендербеу».
Многие специалисты, в том числе весьма уважаемые, заранее видели «Кайрат» в групповом турнире Лиги Европы – дескать, албанцев, конечно, уважаем, но это не соперник, на которого стоит обращать внимание. Пройдём и забудем.
Между тем, автор этих строк предупреждал об опасности шапкозакидательских настроений, которые вселились в умы после «Атлантаса».
«Поздравляя «Кайрат» с уверенной викторией, не стоит увлекаться дифирамбами. Понятно, что класс нашего вице-чемпиона выше, но благодаря чему был достигнут теннисный счёт 6:0? Уж точно не сбалансированной игре во всех линиях. В основном, игра строится вокруг Андрея Аршавина. Это, к слову, относится и к внутреннему чемпионату. Пока россиянин на поле, атакующий порыв строен и эффективен. Как только его меняют, появляется сумбур. («Старт в еврокубках – Послесловие вместе с прогнозом», 01.07.2017)
Но не только в недооценке «Скендербеу» кроется причина неудачи. На мой взгляд, существует несколько факторов.
ТРИ ВНЕШНИХ ФАКТОРА
1. Чемпионат Казахстана стал более предсказуемым. На экваторе сезона-2017 с большой долей вероятности стала известна тройка призеров: «Астана», «Кайрат», «Ордабасы». Остальные клубы можно записывать в статисты?
Ушли из активного футбола игроки высокого уровня – Андрей Финонченко, Андрей Карпович, Андрей Богомолов, Мурат Тлешев, Кайрат Нурдаулетов, которые были лидерами на поле и вне его для своих команд. Не случайно, что на их место тренеры ищут игроков именно того поколения. Как, например, 35-летнего Сергея Струкова в «Окжетпеса», который в прошлом сезоне наш портал признал лучшим в Первой лиге.
А что же молодёжь? К сожалению, она пока не в силах заявить о себе. Лихие 90-е аукаются до сих пор. А появление таких вундеркиндов, как Еркебулан Сейдахмет, скорее, исключение из правил, чем закономерность.
2. К сожалению, сходит на нет порода амбициозных футбольных руководителей. «Кайрат» и «Астана» в этом отношении стоят особняком. Остальные живут по принципу – выделят бюджет на год, освоим его и всё на этом. До строительства ли инфраструктуры тут, до стратегии ли развития клуба? Потому у нас и многие стадионы непригодны для футбола, как выяснилось недавно. Естественно, всё это сказывается на уровне чемпионата.
3. Психология самодостаточности – опасный элемент сознания. Попав в команду мастеров с заоблачными по нормальным меркам зарплатами, многие футболисты впадают в состояние «жизнь удалась». Совершенствовать спортивное мастерство, расти, как футболист? Но зачем?
Многие чисто спортивные понятия нивелируются. Уже и не упомню, чтобы кто-нибудь из игроков в личной беседе гордился присвоением звания «Мастер спорта Республики Казахстан». Оно вообще существует? А ведь придание высокого статуса званию «Мастер спорта» могло бы стать моральным стимулом для совершенствования мастерства.
ТРИ ФАКТОРА ВНУТРЕННИХ
1. Когда лет тридцать назад мне посчастливилось присутствовать на встрече с одним из самых выдающихся тренеров в истории отечественного, да, наверное, и мирового футбола Гавриилом Дмитриевичем Качалиным, который приводил к олимпийскому золоту в Мельбурне-56 и триумфу в Кубке Европы-60 сборную СССР. Мэтр тогда охарактеризовал признаки высококлассной команды:
✓стабильность состава
✓ стабильность результата
✓наличие звёзд экстра-класса
Посмотрим, как с этим у «Кайрата». В период с 2012 по 2017-й годы через команду прошёл не один десяток игроков. Сейчас, наверное, мало, кто помнит, что ещё три-четыре года назад нападающий Мамаду Сисей был олицетворением атаки «Кайрата». Глядя на его послужной список, можно сделать вывод, что именно в «Кайрате» он состоялся как игрок (46 матчей, 18 голов). Сейчас 28-летний уроженец Гамбии прозябает в финском «Кеми».
То же и по Заурбеку Плиеву. 27-летний воспитанник «Алании» проявил себя по-настоящему в «Кайрате» (46 матчей и 4 гола за два сезона). Хорошие показатели для игрока обороны. Скажем честно, после ухода Плиева, правая бровка стала давать трещины. К примеру, гол от «Скендербеу» в родных стенах начался с развитием атаки именно на этом фланге, где Гафуржан Суюмбаев возложил часть своих обязанностей на Андрея Аршавина, который к тому времени так «наелся», что преследовать соперника не смог.
Без сожаления «Кайрат» расстался и с такими игроками как Бруно Соареш или Джордже Деспотович, который стал героем финала Кубка Казахстана-2015. Или взять нашу молодёжь. Аслан Дарабаев отыграл в «Кайрате» три сезона (58 матчей, 10 голов). Не всегда ему находилось место в основе. А теперь он один из лучших игроков «Иртыша».
На контрасте та же «Астана» практически не меняет состав на протяжении нескольких лет. Редкие изменения носят выверенный, точечный характер, нисколько не влияя на общий рисунок игры – стабильный и узнаваемый. Да и чехарды с рулевыми в столичном клубе нет.
2. Не сказать, что результаты «Кайрата» никуда не годятся. Команда три года подряд в призёрах, выиграла два Кубка и Суперкубка Казахстана. Другой вопрос, что амбиции руководства намного выше. За короткий срок Боранбаев и Ко сумели создать современную инфраструктуру вполне европейского уровня, запустить работу трёх детско-юношеских академий. Но ощутимая текучка кадров, как игроков, так и тренерского состава, сказывается на итоговом результате.
Посмотрите, насколько они непохожие – Владимир Вайсс, Александр Бородюк и Кахабер Цхададзе, насколько разнятся их взгляды на футбол, тренировочные методики. Приход нового наставника – это стресс не только для игроков, но, если хотите, и для клуба, тщетно пытавшегося найти консенсус между стратегическими задачами, реалиями жизни и игровыми концепциями иностранных специалистов. Та же история и со спортивными директорами. Только за пару сезонов он в «Кайрате» уже третий.
Фигура нового главного тренера «Кайрата» Карлоса Алоса Феррера настолько алогична в этой ипостаси, что можно предположить лишь одно. Испанец получит полный карт-бланш на строительство новой команды, и результат с него спросят не ранее, чем через два-три сезона. Иначе это назначение лишено смысла.
3. По звёздам экстра-класса, упомянутым Качалиным, тоже вопрос. По сути, у «Кайрата» такая звезда одна. Уровень мастерства немолодого уже по футбольным меркам Аршавина столь высок, что иногда партнеры не успевают за его мыслью на поле. Но один в футболе не воин. Если бы в сегодняшнем «Кайрате» было 2-3 игрока уровня Аршавина, игра команды выглядела бы иначе. Вместо этого регулярно приобретались малопонятные футболисты, фамилии которых забывались через неделю после расставания с ними.
ЦЕНА/КАЧЕСТВО И МЕШОК С ДЕНЬГАМИ
Теперь о главном. В заявлении Кайрата Боранбаева, как мне показалось, прозвучал явный намёк, что пора пересмотреть уровень зарплаты наших игроков. Большинство из них попросту не стоят тех денег, которые им платят. И это, безусловно, касается не только «Кайрата», но и других клубов.
Может быть, Кайрат Советаевич намекнул на потолок зарплат в КПЛ, который стоит рассмотреть? Если так, то это выглядит уже как мини-революция.
И было бы неплохо, если б у нас, помимо понятия «воспитанник казахстанского футбола», ввели бы категорию «воспитанник местной футбольной школы» и установили обязательный количественный ценз для этих игроков. Тогда и другие клубы волей-неволей последовали бы примеру «Кайрата» в части создания своих школ, а не просто сидели бы на мешке бюджетных денег. Наших с вами налогов, друзья…