Известному фотокорреспонденту, много лет работающему на этом поприще, 15 июня исполняется 50 лет. Искренние поздравления от нашего портала!
ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ФУТБОЛА
– Эдуард, у тебя когда-нибудь брали интервью?
– Это первое (улыбается).
– Расскажи, пожалуйста, как пришёл в фотожурналистику?
– Всё началось с футбола. Как все алматинские мальчишки того времени, гонял мяч во дворе с утра до ночи. Однажды родной дед говорит: «Давай, отведу тебя в секцию футбола». Всю ночь не спал перед этим, в предвкушении. Не знаю, о чём говорили дед с Виктором Новоторжиным, но я был искренне рад тому, что стал тренироваться у этого наставника на «Спутнике».
До мельчайших подробностей помню, как первый раз побывал на Центральном стадионе. «Кайрат» в этот день разгромил тбилисское «Динамо» – 5:0! Я сидел на коленях деда и вместе с ним и его однополчанами восхищался происходящим. Мне показалось, что весь город тогда на стадионе собрался. Потом старались не пропускать ни одной игры, ждал матчей с нетерпением, весь календарь на сезон знал.
ПЕХЛЕВАНИДИ СПРОСИЛ: «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ, ПАЦАН?»
– Мой дед дружил с Сергеем Квочкиным, а отец был другом кайратовского защитника 70-х годов Виктора Заречного. А я считал себя самым счастливым мальчишкой. Особенно, когда стоял у бровки и подавал мячи игрокам легендарной команды 80-х.
Там и познакомился с Евстафием Пехлеваниди. Больше всех, наверное, прыгал за воротами «Арарата», когда грек забил свой первый гол в составе алматинской команды. Это не осталось незамеченным. После игры Евстафий первым подал мне руку и сказал: «Как тебя зовут, пацан?». Он мне в следующий раз вымпел подарил. До сих пор с ним приятельские отношения. Да и с многими кайратовцами того времени иногда вспоминаем былое.
СТАРШИЙ ОСТРОУШКО ОДОБРИЛ
– Ну а фотоаппарат, с которым ныне не расстаёшься, когда впервые взял в руки?
– Дружил в ту пору я с сыном тренера «Кайрата» Димой Остроушко, с которым занимались вместе с футболом. Он как-то увидел у меня дома отцовский фотоаппарат «Зенит» (предмет роскоши по тем временам) и попросил взять его на тренировку. Потом мы с ним проявляли пленки, печатали фотографии и дарили сверстникам. Однажды я снял команду «Кайрат» на знаменитой базе по улице Каблукова. Старший Остроушко одобрил.
Мимолетное увлечение стало моей второй профессией. Почти 20 лет протрудился инженером на заводе имени Кирова, а когда в конце 90-х нам объявили, что завод может закрыться, стал совмещать основную работу с фотоделом. Первыми изданиями, где опубликовал свои снимки, были газета «Проспорт» и журнал «Форвард». С тех пор и снимаю. В основном, футбольную тематику. И очень благодарен судьбе, что занимаюсь любимым делом.
УЧИЛСЯ У ДЕНДЕРБАЯ ЕГИЗОВА
– Видеть через объектив спорт – занятие непростое. Передавать дух борьбы на футбольном поле, сквозь призму снимков показывать характер спортсменов?
– Фотография – это своеобразная философия. Снимает не аппарат, а человек. Специально кадры не ищу, тем более – не прошу позировать. Полагаюсь на свою интуицию и знание спорта. Если ты не разбираешься в правилах игры, которую хочешь показать в кадре, значит, у тебя ничего хорошего не получится. Надо уметь выбрать, порой из нескольких сотен кадров, один, который тебе нужен. Можно потерять часы, день, два… А можно с ходу поймать то, что мы называем изюминкой. Фотомастер должен получать от работы, прежде всего, моральное удовлетворение. Если его нет, можно повесить аппарат, как бутсы, на гвоздь.
– Кто тебе больше всего импонирует из казахстанских фотомастеров?
– Очень интересные фотографии были у покойного Дендербая Егизова. Я, можно сказать, учился у него. Нравятся работы Юрия Беккера, Мэлса Етекбаева, Сергея Архипова из Узбекистана. Кстати, с ним мы познакомились ещё в советские времена, когда он приезжал на среднеазиатское дерби «Кайрат» – «Пахтакор».
– Поздравляю с юбилеем, Эдик!
– Большое спасибо!