Первая часть здесь.
В ЗОНЕ ОСОБОГО РИСКА
В предстоящем поединке с датчанами не сможет помочь команде Малый, которому предстоит отбыть дисквалификацию. Но вернулся Логвиненко. Понятно, что его поставят в самый центр (кстати, в недавнем матче с «Кайратом», когда Стойлов выставил трёх центральных защитников, Юрий играл именно на этой позиции). А кто расположится справа и слева от него? В списке, который объявил Бородюк, есть лишь два игрока, более или менее подходящие на эти роли.
Первый – Ахметов. Начало сезона он провёл в основном на скамейке запасных «Кайрата», изредка выходя на правый фланг, и лишь в последних матчах занял место в центре обороны. Но получил бы Елдос такую игровую практику, если бы не эпидемия травм, обрушившаяся на алматинский клуб (в лазарет попали и Маркович, и Арсо)? Ахметов, конечно, боец, но ему недостает качеств, необходимых центральному защитнику. Хладнокровия, умения правильно выбрать позицию. В том числе поэтому он слишком часто нарушает правила, получает карточки. Признаем честно – на фланге он смотрится получше.
Второй – это Ерланов. В «Ордабасы», который тоже играет в три защитника, он является как раз одним из них, располагаясь чуть левее. Причем в нынешнем сезоне молодой футболист почти постоянно выходит в основе шымкентцев. Но его международный опыт ограничивается лишь прошлогодним домашним матчем против «Чукаричек» (когда хозяева после 0:3 в гостях вышли на поле не самым сильным составом, пропустили за первые 20 минут три мяча, но сравняли счёт, причем сделал это на последних минутах именно Ерланов). Доверит ли Бородюк ответственную позицию столь малоискушенному футболисту? Или же вновь остановит выбор на опытном Шомко?
В любом случае, за центр обороны сборной тревожно. В клубах КПЛ эту зону доверяют в основном иностранцам. Казахстанцев (включая натурализованных), имеющих постоянную игровую практику, мало, но они всё же есть – помимо Логвиненко, Малого и Ерланова, это те же Дмитренко, Кислицын и в несколько меньшей степени Воротников, не раз выступавшие за сборную. Последние двое уже достаточно хорошо сыгрались друг с другом в «Иртыше», а Дмитренко вносит лепту в то, что «Тобол» пропускает меньше всех мячей в премьер-лиге – 10 в 16 матчах.
Интересно, что во встречах 8-го и 9-го туров с «Ордабасы» и «Иртышом», играющими в три центральных защитника, «Тобол» тоже ответил аналогичной схемой (хотя обычно её не использует), при этом Малый действовал в середине, а Дмитренко слева от него. Но перед поединком с датчанами Дмитренко попал лишь в резервный список кандидатов в сборную, а Кислицына с Воротниковым и вовсе проигнорировали.
КТО ВЫЙДЕТ НА ПОЛЕ?
Конечно, решение, кого вызывать, а кого нет – прерогатива главного тренера (будем надеяться, что Бородюк внимательно следит за первенством Казахстана, хотя увиденное в первых матчах под его руководством породило некоторые сомнения на сей счёт), а советчиков у него и без нас хватает. И тем не менее… Не дай Бог, что-то случится с Логвиненко или в период подготовки ко встрече с датчанами, или во время самой игры, как это произошло с Малым в поединке с армянами.
В отношении других позиций на поле вопросов гораздо меньше. Например, в опорной зоне альтернативы Байжанову, Куату и Жукову практически нет. Да, в разрушении чужих атак они не особо блещут, но что поделаешь – «цепных псов» уровня хотя бы Лаврика (помните такого в «Актобе»?) или Карповича в его лучшие годы мы за последние годы не вырастили. Между тем нашей команде наверняка придётся больше обороняться.
Латералей хватает, а главные кандидаты на то, чтобы выйти в стартовом составе – Шомко (если его, конечно, не переведут в центр обороны), Суюмбаев и Тунгышбаев, чей недавний дебют в сборной получился достаточно удачным.
На две позиции атакующих полузащитников претендуют, прежде всего, Исламхан, Нургалиев и Мужиков. Впрочем, в резервном списке значится Дарабаев, который последнее время демонстрирует зрелую игру и способен составить конкуренцию не только им, но и опорникам.
Роль единственного нападающего достанется, скорее всего, Нусербаеву. Да, он забивает в чемпионате реже, чем Щёткин, но в матче, где придётся играть на контратаках, предпочтительнее более подвижный и лучше действующий в подыгрыше форвард.
Впрочем, это всего лишь предположения. К тому же не исключено, что наученный горьким опытом Бородюк вообще выберет другую тактическую схему.
КАК ПРИКАЖЕТЕ ОМОЛАЖИВАТЬСЯ?
При назначении Бородюка одной из главных задач, поставленных перед ним, была названа такая: «завершение процесса смены поколений, омоложение сборной, раскрытие местных талантов». Судя по списку вызванных им футболистов, он рьяно взялся за ее решение. В списке шестеро футболистов, прежде никогда не игравших за главную команду страны, – Исламкулов (23 года), Вороговский (20), Ерланов (23), Жалмукан (21), Федин (21) и Турысбек (25). Да и Сартаков (22) с Тунгышбаевым (23) являются практически новобранцами. Всего же с десяток игроков нынешнего созыва могут считаться «андерами», как подчас называют в спорте тех, кому не исполнилось 23 года. Почти целая футбольная команда.
Стоит напомнить, что девять лет назад аналогичная задача была поставлена перед Шторком. Но ему омолаживать сборную было гораздо легче: тогда в чемпионате Казахстана действовало правило, согласно которому на поле в составе каждой команды премьер-лиги должны были находиться, как минимум, два (!) игрока не старше 21 года и не больше трёх легионеров (в заявке не больше пяти). Ныне ситуация кардинально изменилась: из регламента вообще убрали положение о лимитчиках, а количество иностранцев (точнее, тех, то кто не имеет статуса «воспитанник казахстанского футбола»), напротив, значительно увеличилось. Сейчас их может быть шесть на поле и восемь в заявке. И как в таких условиях прикажете омолаживать сборную?
Кстати, практически все нынешние сборники, за исключением натурализованных футболистов, – бывшие лимитчики. Да, за время существования этого правила произошёл серьезный перекос. Поскольку молодёжь в клубах обычно ставили на фланги, где, как считалось, она меньше навредит своим командам, сборная Казахстана получила целую плеяду неплохих крайних игроков. Зато испытывает сейчас острейший дефицит квалифицированных футболистов центральной оси. Исключение составляют Логвиненко и Исламхан, которые в силу своего потенциала проявили бы себя и без лимита. Но при нынешнем регламенте чемпионата, возможно, прекратится приток в сборную даже фланговых игроков.
Это вовсе не попытка реанимировать дискуссию о плюсах и минусах лимита. Речь о другом. Прежде, чем ставить задачу омоложения команды, надо было подумать о том, какие условия должны быть созданы для её решения. Конечно, в ближайшие год-два это можно делать за счет накопленного запаса – молодых игроков, которые выросли ещё при старом регламенте (он действовал до конца 2015-го). А что потом? Или всё-таки появится, наконец, юная поросль, которая сумеет и без всяких привилегий вытеснить из составов своих команд как более возрастных казахстанцев, так и иностранных футболистов?