Вернуться к списку статей

Казнить нельзя помиловать, или Что за комиссия, создатель?!

Футбол
2K
Фото пресс-службы ПФЛК

Ломать или строить? Карать или вести конструктивную работу cо всеми заинтересованными лицами? Наш обозреватель проанализировал работу комиссии ПФЛК по допуску полей.

АХ, КАК ДОЛГО Я СПАЛА…

Когда в декабре 2016 года была создана комиссия ПФЛК по допуску полей (газонов) мало, кто ожидал, что результатом её деятельности станет реальный запрет на проведение матчей на стадионах страны. Тогда казалось, что организована она лишь для галочки. Эту мысль подтвердил и тот факт, что к сезону-2017 все (!!!) основные и запасные стадионы клубов КПЛ, Первой и Второй лиг были допущены, что называется, без сучка и задоринки. В том числе и те, что позже подвергнутся остракизму.

Чемпионат уже набрал обороты, команды сыграли по несколько матчей на запасных полях, и тут комиссия, подобно пушкинской мёртвой царевне, проснулась. Королевич Елисей, правда, к факту пробуждения оказался непричастен. Целовать никого не потребовалось. Достаточно было двух-трёх громких заявлений сильных футбольного мира сего, среди которых особенно авторитетно звучали голоса представителей «Кайрата» (председатель наблюдательного совета клуба тоже, своего рода, королевич) и «Астаны» (главный тренер), которые на всю страну заявили, что играть на таких полях небезопасно.

Взяв под козырёк, комиссия отправилась в дорогу. Первыми понесли кару стадионы ОДЮШОР в Актобе и «Судоремонтник» в Атырау. На них запретили играть, а ближайшие матчи с участием этих клубов перенесены.

– Поля на резервных стадионах и в Актобе, и в Атырау – это не уровень Премьер-лиги Казахстана и даже не уровень Первой и Второй лиг, – заявил председатель комиссии Павел Демян. Тоже, по всей видимости, внезапно прозревший.

ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ ЛЕТАРГИИ №2

Затем карающая длань комиссии дотянулась до Кызылординской области. По крайней мере, до 1 мая были запрещены игры на естественном газоне стадиона имени Муратбаева, а также дисквалифицирован стадион «Локомотив».

Первомай давно уже отгулял маёвками и отпах шашлыком, а «Кайсар» продолжает играть на запасном поле. При этом комиссия молчит. Мавр сделал своё дело, запретил, а дальше хоть трава не расти?

А вот в Шымкенте комиссия ПФЛК признала газон Центрального стадиона имени Кажымукана пригодным. И радоваться бы шымкентцам, да тут нежданно-негаданно вышла из перманентной летаргии другая комиссия. ФФК. По сертификации. До сих пор с удовольствием раздававшая сертификаты стадионам.

«Федерация футбола Казахстана в лице Департамента лицензирования (сертификации) и аттестации сообщает о том, что 26 апреля 2017 года была проведена очередная Комиссия по сертификации, на которой было принято решение о применении санкции в виде «запрета на проведение матчей» на Центральном стадионе имени К. Мунайтпасова (г. Шымкент) в отношении футбольного клуба «Ордабасы» на срок до устранения несоответствий по статье 8 Приложения V Правил по сертификации и по статье 43 Регламента УЕФА по инфраструктуре стадиона (отсутствие прожекторного освещения), требования по которым не выполнялись на протяжении нескольких лет».

КОГО НАКАЗЫВАЕМ?

– Понятно, что с освещением в Шымкенте надо что-то делать, но где теперь нам играть?! – сетовал тренер молодёжной команды «Ордабасы» Андрей Ваганов.

Оказалось, что играть, больше негде, кроме как на частной базе БИИК. Теперь на её полях проводят матчи не только две команды «Ордабасы» (первая и молодёжная), но и «Кыран», и «Каспий» впридачу.

Естественно, все эти клубы платят владельцу БИИКа за аренду полей. И тут возникает вопрос: а не был ли указанный запрет кем-то пролоббирован? Ведь газон арены имени Кажымукана пригоден для проведения матчей, о чём заявила даже грозная комиссия ПФЛК. Можно же было разрешить играть на главном шымкентском стадионе до наступления сумерек, наложить крупный штраф, дать срок навести порядок?

И тут мы подходим к главному. Дело в том, что стадионы, на которых выступают профессиональные команды, не принадлежат клубам, и являются, как правило, коммунальной собственностью акиматов. То есть за тот же стадион имени Кажымукана отвечает не «Ордабасы», а руководство города, области. Без сомнения, об этом известно комиссии ПФЛК и департаменту по лицензированию ФФК. То есть даже если тот же «Ордабасы» очень сильно постарается, решить проблему с освещением самостоятельно не сможет. И кого же, при таком раскладе, наказывают? Акимат? Или болельщиков, ради которых, собственно, футбол и существует?

Другими словами, одними запретами ФФК/ПФЛК ничего не добьётся. Жизненно необходимо вести системную работу не только с клубами, но и с городскими/областными властями – владельцами стадионов.

ЗДЕСЬ ПРОВЕРЯЕМ, ЗДЕСЬ НЕ ПРОВЕРЯЕМ

Наш портал не раз и не два поднимал вопрос о непригодных для игры в футбол газонах. И, как многие футболисты и специалисты, мы были рады, что ПФЛК, наконец-то, начала действовать. Но работа комиссии сразу стала вызывать вопросы. Например, почему так и не проверили столичную «Тарлан Арену»? Как известно, офис Лиги находится в Астане и, как говорится, сам бог велел начать с этого стадиона, на котором выступала «Астана» и «Окжетпес». Но комиссия ПФЛК, проехавшаяся по дальним городам и весям, обошла эту арену стороной. Отчего?

Вообще, интересно, по какому принципу комиссия проверяет стадионы? По какому щучьему велению и чьему-то хотению составляется график визитов? И есть ли таковой? А если есть, почему документ не в открытом доступе? Келейность и закрытость ни к чему хорошему никогда не приводили.

Главная задача комиссии – привести арены в годное для игры в футбол состояние, не так ли? Но добьется ли комиссия ПФЛК этого одними запретами? Судя по стадиону в Кызылорде, вряд ли. Тем более, стадионы проверяются не все, а, скажем так, очень избирательно. И почему комиссия не начала свою бурную деятельность хотя бы в межсезонье?

Павел Демян говорил, что, мол, для анализа качества поля нужна плюсовая температура. То есть играть в футбол на бетоне или огороде в мороз можно, а проверять качество «газона» нельзя? На самом деле, и без всякого анализа понятно, что ни «Тарлан Арена», ни таразский «Улан» не соответствуют требованиям ФИФА. К слову, комиссия ПФЛК признала газон стадиона «Улан» непригодным. А ведь на этом стадионе уже потерял очки «Кайрат», другие клубы. Получается, что матчи проходили на непригодном для футбола поле. И что теперь делать? Переигрывать их? Получается, у одних команд, волей календаря не попавших на запрещённые после стадионы, есть преимущество перед теми, кого угораздило сыграть на огородах? Чем не повод для обращения в международный спортивный арбитраж?

НАВЕСТИ ПОРЯДОК СООБЩА

Глава ПФЛК Азамат Айтхожин пообещал навести порядок в вопросе полей и газонов. Как говорится, дай-то бог! Но существует опасность вместе с водой выплеснуть и ребёнка. Запретить всегда проще, чем помочь. Понятно, что цель благая. И заключается она в том, чтобы казахстанские футбольные поля и стадионы соответствовали современным требованиям, чтобы зрители не наблюдали каждую весну и осень примитивную игру в стиле «бей-беги», чтобы футболисты совершенствовали мастерство на хороших газонах, а не окучивали грядки допотопных огородов.

Но не эффективнее ли наводить порядок сообща?! Комиссия ПФЛК, руководители клубов, ответственные чиновники из акиматов, СМИ, футбольные энтузиасты в регионах, болельщики могли бы вместе взяться за эту проблему. И решать её не одними запретами, а системным образом. Честно, открыто и без недомолвок.

Продолжаем следить за развитием ситуации.

Автор: Адиль Бекбулатов
Яндекс.Метрика