119 МАТЧЕЙ, 11 ГОЛОВ
Сегодня точно никто не скажет, сколько голов было забито с его передач. Но болельщики шестидесятых помнят четверых армейцев из Свердловска, которые приехали в яблоневую Алма-Ату и делали футбольную погоду в столице Казахстана. Вместе с Владимиром Скулкиным на юг перебрались вратарь Гелий Шершевский и два нападающих – Анатолий Черёмушкин и Герман Неверов. Однако конкуренцию выдержали двое – Скулкин и Черёмушкин. Анатолий провел в главной команде республики три сезона, Владимир – пять.
Рассказывает их одноклубник Диас Омаров:
«Это были ребята, которые делали погоду в команде. Если Толя был интеллигентом, хорошо разбирался в музыке, литературе, слыл эстетом футбола, то Володя больше походил на «рабочую лошадку». В то время не измеряли: сколько пробежал футболист, сколько сделал он точных передач и так далее. Но я уверен, что КПД Скулкина был одним из лучших. То он в обороне, то в атаке».Что примечательно, и сам нередко завершал комбинации – 119 матчей за «Кайрат», 11 голов. Многие из них – победные.
ДАЖЕ СТЕПАНОВ ЕМУ НЕ ПЕРЕЧИЛ
Даже тренировкам он отдавался на все сто. Не случайно в 1960 году главный тренер Николай Глебов назначил его капитаном. И не ошибся. Скулкин-трудяга и вне поля имел непререкаемый авторитет. Давал партнёрам дельные советы. Даже брутальный Степанов не мог перечить ему.
Скулкин был требователен не только к себе, но и к партнёрам. Мог разрядить и обстановку, отпустить шутку или рассказать анекдот. Именно в тот момент, когда нужно было.
«Помню, – делился Диас Омаров, – сели мы в самолет после очередного поражения. На душе кошки скребут. А тут Скулкин официально обращается ко всем. Ну, думали мы, какое-то объявление будет. А он после минутной нотации, рассказал такой анекдот, что все со смеху попадали прямо в самолете…»СКУЛКИН НЕ ПОДВЕДЁТ
Если человек талантлив, он, говорят, талантлив во всем. После завершения спортивной карьеры Владимир Александрович стал тренером. Работал в нескольких казахстанских командах. И никогда не рвался стать главным. Для него важно было получать удовольствия от творческой работы. Он был своего рода методистом, ночь напролет писал конспекты, составлял план тренировок. И не просто для всей команды. У тренера Скулкина был индивидуальный подход. Он изучал возможности каждого подопечного, знал слабые и сильные стороны. На тренировках давал задание: над чем работать тому или иному спортсмену. Одному больше с мячом двигаться, наносить удары, оттачивать дриблинг. Другому подтягивать физические кондиции, третьему совершенствовать координацию движений. «Падать тоже надо уметь, – говорил он. – Не дай бог получите травму».
Многие главные тренеры хотели видеть этого скромного и порядочного человека у себя в помощниках. Помнится, когда «Кайрат» во второй половине семидесятых годов приняли Станислав Каминский и Тимур Сегизбаев, они первым делом пришли к нему. Знали – Скулкин не подведёт.
И вот рано утром на базе «Кайрата» появился Владимир Александрович. Один из старожилов команды потом рассказывал:
«Мы только проснулись. Смотрим – по полю кто-то ходит. Расставляет флажки, что-то замеряет. Оказалось, новый тренер. Потом его Сегизбаев представил коллективу. Ребята с первых дней нашли в лице Скулкина хорошего друга и педагога. С ним было интересно работать. Он никогда никого не обидел. Добросовестно и основательно делал свое дело».В 2006 году Владимира Александровича Скулкина не стало. Он очень тяжело переживал потерю сына. Вот и не выдержало сердце. Похоронен Скулкин в Алматы. Светлая память о нём будет жить всегда...