В ночь с 31 декабря на 1 января исполняется 45 лет легендарному матчу на льду монреальского «Форума».
Одной из главных фигур поединка, который состоялся в рамках суперсерии-75/76 «Клубы НХЛ против клубов СССР», был воспитанник усть-каменогорской школы хоккея Борис Александров. Вспомним, как это было…
«Такие матчи не уходят ни из памяти их видевших, ни из хоккейной истории. И много лет спустя мы еще обязательно прочитаем об игре «Монреаль Канадиенс» – ЦСКА...» Из материала Евгения РУБИНА «Пересекающиеся параллели» («Футбол-Хоккей» №1, 04.01.1976).
ХОККЕЙ В КАЖДОМ ДВОРЕ
То было старое доброе время, когда в тихом и провинциальном по советским меркам городе металлургов, что на пересечении Ульбы и Иртыша, не было ещё металлических дверей с домофонами, да и вообще двери квартир практически не закрывались. Ключи могли оставлять под порогом, у соседей, и это было в порядке вещей.
Насущными проблемами жильцов, будь то уборка подъезда или двора, покраска фасадов или ремонт крыши, занимались специальные коммунальные службы, которые несли прямую ответственность, в том числе, и за главное спортсооружение близ расположенных друг против друга домов. Оно было практически в каждом дворе Усть-Каменогорска – хоккейная коробка.
Летом в ней кипели футбольные баталии, а зимой, под свет окон, на искрящемся льду плелись узоры яростных хоккейных атак.Видавший виды опоясанный овал из наспех сколоченных досок, как старый фрегат, облепленный отметинами и пробоинами от чёрного диска, с раннего утра и до позднего вечера принимал хоккеистов от мала до велика...
Романтика 70-х… Комсомольцы, они же старшие школьники и студенты, часто называли свои отряды РИТМ (Романтики, Искатели, Творители, Мечтатели).В сталинках и хрущёвках Усть-Каменогорска того времени царилидружба и взаимовыручка. Праздники отмечались совместным застольем. Каждый приносил с собой приготовленное блюдо или просто закуску. Под звон бокалов шла непринуждённая беседа вперемешку с анекдотами о жизни власть имущих, рассказами о том, что было трудно раньше, и как хорошо живется сейчас.
Да и не только в праздники. Соседи запросто приходили друг к другу поделиться новостями, попить чаю и вместе посмотреть телевизор.
ОДНАЖДЫ, 45 ЛЕТ НАЗАД
Сегодня в это трудно поверить, но это факт! 31 декабря 1975 года жители всего подъезда дома на проспекте Ленина (ныне Независимости…, простите уже Назарбаева) собрались в одной двухкомнатной квартире, чтобы отпраздновать встречу Нового, 76-го года.
На столе – классика: оливье под шампанское, сельдь под шубой с маринованными огурчиками, где-то найденными по блату мандаринами и конфетами с изображением картины Ивана Шишкина «Три медведя». Дополнял всё это новогоднее великолепие витавший в воздухе аромат прибалтийских шпрот (других тогда попросту не было).
Гвоздем программы новогоднего вечера тогда был телевизор. Но в данном конкретном случае собравшиеся особенно ждали не «Голубой огонек» с лучшими артистами советской сцены и даже не получасовой виртуальный тур за бугор с чарующим названием «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Главной фишкой должен был стать тот самый хоккейный матч из-за океана. «Монреаль Канадиенс» – ЦСКА!
ПОД БОЙ КУРАНТОВ
Одной из главных тем того новогоднего застолья было обсуждение матча в «Мэдисон Сквер Гарден» трёхдневной давности и прогнозы на игру, до которой оставалось несколько часов.
28 декабря все видели, как «Нью-Йорк Рейнджерс» был раздавлен «Красной машиной» – 7:3! По ходу матча на телеэкране то и дело возникало изображение Фила Эспозито. Мимика знаковой фигуры канадского хоккея 70-х не оставляла сомнений – он ненавидел происходящее, советский хоккей, а заодно коммунизм и всё, что с ним связано. Ещё бы! Матч развивался по сценарию первая игра Суперсерии-72. И завершился с тем же счетом, что означало очередную катастрофу для профи.
Кто-то за столом начал вспоминать…
– Помните, как в первом матче 72-го Эспозито забросил первую шайбу уже на 32-й секунде! Так и в этот раз с его передачи забросили быстрый гол, но наши, молодцы, не сломались! Такую игру выдали игру, что вся Америка с Канадой на ушах стояли! Вот и сейчас «рейнджеров» нокаутировали. За это есть тост! За первую победу в суперсерии!
– А помните, как Эспозито облажался в Москве, в ответном раунде Суперсерии-72, когда упал на лёд перед началом матча. Поделом ему. Главное, у нас сильная команда армейцев. И Борис наш там! В нём Анатолий Тарасов души не чает. Говорят, когда первый раз его увидел, сказал: «Это мой мальчик!»
– Конечно, Боря наш – молодчик. Сравнял счёт в игре с «Рейнджерс», как вовремя оказался на пятачке после броска Петрова! А потом ещё одну забросил. Ну, за Борьку!
– Да, вообще Борька красавец. Задиристый пацан. Таким и должен быть хоккеист. Вспоминаю, как проходил по соседнему двору лет десять назад. Было поздно, снег валит. А какой-то малец кружит в коробке с клюшкой, то и дело бросая по воротам. А потом выяснилось, что это будущий нападающий Александров!
– Он в «Торпедо» уже в шестнадцать лет начал играть, и забивал сразу, поэтому ЦСКА быстро его прибрало! За «Торпедо»!
А В ЭТО ВРЕМЯ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ...
В Усть-Каменогорске было уже три часа ночи. Веселье достигло апогея, люди пели и танцевали, кто-то из ребятишек принёс настольный хоккей. Каждый по очереди присаживался за импровизированный поединок «Канадиенс» – ЦСКА, главные роли в котором исполняли фигурки металлических хоккеистов из мультфильма «Шайбу! Шайбу!».
В Москве часы пробили двенадцать, и миллионы людей подняли бокалы с шампанским за встречу Нового года, а в это время толпы канадских болельщиков вереницей тянулись к своему хоккейному храму – ледовому «Форуму», находясь ещё в прошлом, 1975 году.
Билет на игру, позже ставшей легендарной, стоил для североамериканцев относительно недорого – от 8 до 12 долларов (курс 90 копеек за доллар). Для советских же людей цена в 7 рублей 20 копеек или 10 рублей 80 копеек выглядела бы просто грабительской! Для примера,стоимость билета на футбольный турнир Олимпиады-80 в Ленинграде была 6 рублей. На хоккейный матч чемпионата СССР – 1 рубль 20 копеек.
Без сомнения, канадские болельщики жаждали только победы. А как же иначе! Реванш любой ценой! Запасясь попкорном и кока-колой, продуктами, которые в Союзе были диковинкой, зрители заполняли «Форум». К стартовому вбрасыванию в 19.30 (в Москве было 3.30, в Усть-Каменогорске – 6.30), яблоку на трибунах упасть было негде. Все билеты проданы!
Продолжение следует.