Вернуться к списку статей

За деньгами в столицу, или Как Кунаев «Востоку» помог

Футбол
1K

2020-й год для восточно-казахстанского спорта особенный – шестидесятилетний юбилей отмечает стадион «Восток» в Усть-Каменогорске.

«ВОСТОКУ» – 60!

1 мая 1960 года многотысячный коллектив Ордена Ленина Свинцово-цинкового комбината (ныне АО «Казцинк») после первомайской демонстрации собрался на трибунах новенькой 12-тысячной спортивной арены, чтобы отпраздновать День международной солидарности трудящихся.

В то время в Усть-Каменогорске было три стадиона – «Алтай», «Строитель» и «Локомотив», но центром спортивной жизни города стал «Восток». Здесь начали проходить состязания любительских команд по футболу и легкой атлетике. Зимой соревновались конькобежцы, устраивали гонки мотоциклисты на льду, присутствовал русский хоккей. Немногие областные центры Казахской ССР тогда могли похвастать такими стадионами.

КАК ХРУЩЁВ СТРОЙКЕ ПОКУЗЬМИЛ

О том, как строился стадион, вспоминал Борис ОДИАШВИЛИ, бывший в те годы парторгом Свинцово-цинкового комбината (СЦК).

– Строительство стадиона начали ранней весной 1958 года на пустыре, между пригородными поселками Октябрьский и Мирный (сегодня это уже городская зона, стадион «Восток» располагается на Бульваре Гагарина, а рядом раскинулся парк «Металлург» – Прим. авт.). Инициативу проявили комсомольцы и молодёжь СЦК. Строили сами, как говорили раньше – хозспособом. Дирекция и партком комбината, поддержав почин молодёжи, просчитали смету, выделили финансовые средства. Все шло нормально, двигались по плану, и тут выходит знаменитое хрущёвское постановление «О прекращении финансирования архитектурных излишеств при строительстве объектов соцкультбыта». Чиновники на местах, как это зачастую тогда бывало, кинулись рьяно выполнять указание. В итоге, в феврале 60-го нам зарубили финансирование, и строительство стадиона приостановилось.

– Много оставалось работы?

– Готовность стадиона составляла 90%. Оставалось отделать помещения под трибунами, обрешётить деревом бетонные сидения, благоустроить прилегающую территорию. Дело осложнялось тем, что время работало против нас. На дворе весна, а нам так хотелось закончить строительство стадиона к Первомаю, сделать праздничный подарок горожанам. Директор СЦК, Герой соцтруда Артём Мисакович Вартанян вызывает меня и спрашивает: «Ну что, парторг, как будем выходить из этой непростой ситуации?». И сам же отвечает: «Надо ехать в столицу! Попробуйте пробить деньги там. А я постановление нарушать не могу!».

«А ВЫ ПОЧЕМУ ЗДЕСЬ?»

– И вы поехали?

– А как же! Стадион строили всем миром, запустить его в эксплуатацию стало делом нашей чести! Приехав в Алма-Ату, обошел несколько организаций – Спорткомитет, Госбанк, Госстрой, Комитет по архитектуре, но безрезультатно. Намотавшись за день, злой от сознания своего бессилия, поехал в ЦК парии. Изолью душу товарищам – может, что посоветуют. Сижу в общей группе, разговариваем. И тут через фойе к выходу проходит Динмухамед Ахмедович Кунаев, в сопровождении работников ЦК. Заметив нас, он направился к нашей группе. Поздоровался со всеми за руку, а у меня спрашивает: «А вы почему здесь? У вас какое-то дело в Алма-Ате?»

– Кунаев знал вас лично, Борис Григорьевич?

– СЦК гремел на весь СССР, и Димаш Ахмедович, бывая по работе в Усть-Каменогорске, непременно посещал наш комбинат. Мне доводилось сопровождать его в цехах, на встречах с металлургами. Ну, думаю, была не была, расскажу я ему всё. И что не можем достроить стадион, и что по причине известного постановления нам отказано в финансировании, и что безрезультатно обошел ряд учреждений, и что не знаю, как возвратившись домой, буду смотреть в глаза комбинатовской молодежи. Он выслушал меня и говорит: «Завтра у меня в 10 утра совещание с хозяйственными руководителями, жду вас у себя, там и поговорим».

КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ «ВОСТОКА»

На следующие утро я в приемной ЦК, приглашают к Кунаеву. Захожу, а там… Глазам своим не верю, сидят все те, у кого я был вчера. Димаш Ахмедович спрашивает у них: «Узнаёте этого человека?» Они зашумели: «Узнаём, узнаём – это Борис Григорьевич Одиашвили, секретарь парткома СЦК. Он был у нас вчера, просил возобновить финансирование строительства стадиона». «Так что же вы, дорогие товарищи, – прервал их Кунаев, – не хотите помочь? Они в Восточном Казахстане строят новый стадион. Горожанам пообещали к 1 мая подарок сделать, а вы им палки в колёса вставляете!». Замялись чиновники, глаза к полу: «Да вот, товарищ Кунаев, постановление вышло касаемо строительства объектов соцкультбыта, нарушить не имеем права».

Кунаев жестом их остановил и говорит: «Об этом постановлении я осведомлён, но здесь особый случай – первомайский подарок горожанам. Надо обязательно помочь. Стадион должен быть достроен в срок». И обращаясь ко мне: «А что, название стадиону придумали?». «Придумали, – отвечаю, – «Восток». Кунаев улыбнулся: «Молодцы! Звонкое имя! Возвращайтесь домой, успокойте вашу молодёжь, продолжайте работать. Я возьму под личный контроль строительство вашего стадиона. Удачи вам!».

– Выходит, Димаш Ахмедович стал крёстным отцом стадиона «Восток»?

– Если это применимо к простому человеку, то да! Тогда у партийных деятелей было не принято так говорить, по крайней мере, вслух. Но в наши дни можно. Он сдержал слово и финансирование возобновилось.

Окончание следует.

Автор: Валерий Чернов
Яндекс.Метрика