Наш милый доктор. Именно так, по киношному, называют его футболисты и тренеры. 18 сентября исполняется 65 лет одному из самых известных спортивных врачей в Казахстане, за плечами которого более четырёх десятков лет работы на этом поприще.
Одна из черт Сергея Елисеева – неизменная пунктуальность. Точно в оговорённый срок встречаю доктора на стадионе «Водник», где занимаются ребята из ФЦ «Семей». Обаятельная улыбка, пара профессиональных вопросов о состоянии здоровья и начинаем интервью для «Контакт-Спорта», популярного еженедельника, издающегося в Усть-Камегонорске с 1992 года, и интернет-портала «Спорт-Арена».
КАК ЛИТВИНЕНКО В РАЗНОРАЗМЕРНЫХ БУТСАХ ИГРАЛ
– Сергей Петрович, опыта в спортивной медицине вам не занимать. А какой случай в вашей практике был самым-самым, из серии сделать невозможное?
– Немало такого было… Взять хотя бы работу в «Елимае». Год точно не припомню, но у руля команды тогда Анатолий Чернов был, вторым заходом (1997-98 гг. – Прим. автора). И вот они, вместе с Виталием Каганом, который входил в попечительский совет клуба, ставят задачу из разряда невыполнимых.
Накануне ведущий игрок Олег Литвиненко получил травму голеностопного сустава – растяжение связок. Это курс лечения, минимум, на две недели. А игра через три дня. Что делать? Курс интенсивной терапии, если и поможет, то не настолько, чтобы стать в строй. Выход один – глушить боль и параллельно лечить. Приезжаю к Олегу домой, а его нет. Жена пожимает плечами – пошёл, дескать, ребят навестить.
Начинаю искать через игроков. Тогда еще мобильной связи не было – только самому бегать в поисках. Полдня по городу мотался. Нашёл его у Мирошниченко, на съёмной квартире у рынка. До игры сутки, а у Литвы голеностоп как у слона. Какой выход? Он всегда есть! Поставил обезболивание. Намотал ему тугую повязку. В обувь не лезет, вот незадача! Нашли расшатанную бутсу, на размер больше. И он вышел на игру в двух разных бутсах. Но что у Литвиненко было не отнять? Правильно! Как говорят, мастерство не пропьёшь! И свой гол в той важной встрече он забил.
КАК СТРЕЛЬЦОВ НА СТОЛЕ ТАНЦЕВАЛ
– С футболистами, понятно, вам возиться часто приходилось. А с другими знаменитостями приходилось сталкиваться?
– Не поверите, Александра Ширвиндта приводил в чувство на футбольной базе павлодарского «Трактор»! Дело было так. В начале 80-х запустили газета «Комсомольская правда» запустила агитпоезд, маршрут которого предполагал посещение Экибастуза, города комсомольской стройки. Кто только не был в том агитпоезде – Николай Караченцов, Андрей Миронов… Словом, все звёзды! И главное – сборная ветеранов СССР по футболу во главе с легендарным Эдуардом Стрельцовым. Сыграли товарищескую игру с «Трактором». Во время матча меня отрядили в сборную ветеранов, массажистом. Лично растирал всю команду. И Стрельцова тоже.
– Старожилы утверждают, что на банкете после той игры в Павлодаре Стрельцов на столе танцевал?
– Вот тут ничего сказать не могу. На том банкете ни игроков команды, ни меня не было. Через пару дней нам календарный матч первенства играть. Раньше с этим строго было – футбол казарменного социализма. Сразу после встречи со сборной всех на базу, в Черноярку. А уже поздно вечером привезли на базу и всех артистов с ветеранами. Само собой, в соответствующем после банкета состоянии. Так вот, на следующий день у Ширвиндта давление просто зашкаливало. Пришлось поработать с московским пациентом по полной программе.
КАК ЛЕНИНГРАДЦА КИРИЛЛОВА «НАСКИПИДАРИЛИ»
– Вы как-то говорили, что первым применили мазь «Финалгон» в Павлодаре?
– Там анекдотичная история вышла. «Трактор» тренировал тогда Борис Каретников. Он и привёз откуда-то эту мазь. И был у нас такой игрок Сергей Кириллов из Ленинграда. Попросил он спину перед игрой восстановить. Каретников дал мне тюбик: «Мажь!». А потом сидел весь матч и удивлялся: «Кириллов никогда так не бегал, как сегодня. Будто ему скипидар в одно место залили!».
Кирюша в перерыве залетает в раздевалку и с криком «Что вы мне намазали?!» становится под душ. А вода-то ещё больше провоцирует жжение. Хорошо, что рядом бутылёк стоял с подсолнечным маслом, игроки бутсы натирали перед игрой. Я и давай это масло ему мазать!
КАК ПАЦАН В КУШКЕ С ЧЕРЕПАШКАМИ ИГРАЛ
– Сергей Петрович, интересно, как вы, уроженец Семипалатинска, в Павлодаре оказались?
– Корни у меня семипалатинские. Отец с матерью, бабушки, дедушки и даже прабабушки с прадедушками отсюда. А вот сам я родился я в киргизском городе Ош. Отец военным был. Кстати, шесть лет отвоевал, начиная с финской. После войны, которую он закончил на Дальнем Востоке, в Порт-Артуре, куда только его судьба нее забрасывала. И в Чирчике мы служили, и на Кушке. С черепашками там, помню, пацаном играл, поскольку игрушек не было. Потом в Алма-Ате жили, а после вернулись в Семипалатинск. Проживали на Урицкого, 59 (ныне Уранхаева – Прим. автора). Закончил 6-ю школу в центре. В 72-м поступил в Семипалатинский медицинский институт. Закончив его в 78-м, и не предполагал, что жизнь будет связана со спортивной медициной.
– И как же так получилось?
– В Павлодаре проходил интернатуру. Как-то лечил пациента а у него супруга работала в Павлодарском физкультурно-спортивном диспансере. Она и предложила: «Нужны молодые специалисты! Есть желающие?». Думаю – попытка не пытка! Вот так и началось.
КАК ЛЕЧИЛИ РЫЖЕВОЛОСУЮ ДЕВЧУШКУ ПРОКАШЕВУ
– А где ещё приобретали опыт в спортивной медицине?
– По ходу работы прошёл две специализации по спортивной медицине. В Ташкенте полугодовую первичную, а после – на двухмесячных курсах в Казани.
– Сколько продлился павлодарский период?
– Почти до конца 80-х. После вылета «Трактора» из первой лиги чемпионата СССР в 1981 году вернулся в диспансер. Там проработал до 1986-го. Летом выезжал с командами гребцов, зимой ездил на соревнования лыжников и конькобежцев. Вспоминаю эпизод, связанный с будущим бронзовым призером Олимпиады-98 в Нагано Людмилой Прокашевой. Помню её рыжеволосой такой, задорной девчушкой. В юном возрасте она переболела гепатитом и в неё мало, кто верил. Взялся за неё и постепенно выходили.
– Каким образом?
– Еще во время работы в «Тракторе» начал применять на практике костный бульон. Эффективное средство!
– Кстати, вспоминаю эпизод в свою бытность пресс-атташе «Елимая». На выезде в Караганде вы как-то поинтересовались у меня: «Покушал?!» Было приятно чувствовать такую заботу, особенно в 90-е. Сейчас спортивная диетология наверняка вышла на другой уровень…
– В 90-е выбирать не приходилось. Меню во всех гостиничных кафе было стандартным – манты, плов, хорошо, если курица. Когда работал в «Актобе», уже после нулевых, конечно, уже всё по-другому было. И выбор такой, что после нашего отъезда, наверное, пару дней весь персонал гостиницы питался на командные харчи (смеётся).
КАК «КОКА-КОЛА» ВОДКУ ЗАМЕНЯЕТ
– С кем-нибудь из мэтров отечественной спортивной медицины пересекались. С Мышаловым, Белаковским?
– Не довелось. А вот с кем пересекался, так это с медиком из испанской «Барселоны». У них целый департамент по этому направлению в клубе работает.
– Любопытно, как вы с ним пересеклись?
– Работал я в юношеской сборной Казахстана. А тренером был испанец Карлос Алос Феррер, помните такого?
– Который в «Кайрате» потом долго не мог выиграть, а после первой победы упал на колени на беговой дорожке «Центрального» в Алматы и помолился?
– Точно! Душевный человек. Повёз сборную на сборы в Испанию. Всех пригласил к себе домой на ужин и позвал своего знакомого доктора из «Барсы». Через переводчика и пообщались.
– В чём принципиальное отличие их методов работы от наших?
–У них есть правило: если игрок травмирован, сразу в лазаретный режим, до полного восстановления. Никаких тренировок, ни, тем более, игр! Потом процесс реабилитации. А у нас? Если ведущий игрок, то, как хочешь, но восстанови срочно. И в бой! А ещё у них «Кока-колу» разрешают пить после игры!
– Вот как! Вроде запрещённый напиток для футболистов у нас?
– Они считают, что таким образом углеводы быстро восстанавливаются в организме. У нас, к сожалению, некоторые футболисты другое пьют после игры. Потом гемодезом приходится прокапывать.
От имени редакций «Контакт-Спорта» и «Спорт-Арены», а также спортивной общественности поздравляем Сергея Петровича с 65-летием! Здоровья, счастья и всех благ представителю самой гуманной профессии!