Вернуться к списку статей

Владимир ЩЕРБАКОВ – Про Герда Мюллера, женский футбол и фанатский сектор на «Центральном»

Футбол
2K
Владимир ЩЕРБАКОВ в
Их считали изгоями общества, не пускали на матчи любимой команды, за ними гонялась милиция. Все эти «прелести» испытал на себе и организатор первой фанатской организации – Клуба любителей футбола. Первой не только в Алма-Ате, но и в Союзе. Было это в 1986 году.

«ЛЕНИНСКАЯ СМЕНА» В ПОМОЩЬ

– Как только не ругали футбольных фанатов в 80-е, кем только не называли, – рассказывает Владимир ЩЕРБАКОВ. – Чуть ли не врагами социализма. Когда дело дошло до идеологии, я не выдержал и обратился в молодёжную газету «Ленинская смена». Заведующий отделом спорта Валерий Рудаков понял меня, на страницах издания началась полемика, появились единомышленники. Так я познакомился с журналистом Алексеем Гридневым и Сергеем Кудрявцевым. Они стали моими первыми помощниками в создании клуба.

– По инстанциям, подозреваю, пришлось побегать, Владимир Александрович?

Все – в фанклуб "Кайрата"!

– Не то слово! Партийные и комсомольские органы, общественные организации. Особое спасибо надо сказать первому секретарю горкома комсомола Мади Нусупбаеву, который принял непосредственное участие в регистрации нашего клуба. Существенно помог и Василий Крылов, который заведовал тогда сектором спорта при ЦК ЛКСМ КазССР.

– Любопытно, вами двигали коммерческие интересы или же исключительно любовь к игре №1?

– Признаться, мы тогда мало что понимали в коммерции. Важно было легализовать фанатское движение в Алма-Ате. Перед нами открылись двери стадионов. Никто нас больше не преследовал и не увозил в отделение милиции. Даже сектор специальный на стадионе выделили. Директор «Центрального» Николай Фадейкин и его заместитель Марк Галинский, принимавшие участие в наших собраниях, можно сказать, стали шефами фанатов.

Члены Клуба любителей футбола вносили годовой взнос пять рублей. Но это делалось для того, чтобы все они имели льготы – проходили на стадион бесплатно.  А основной доход шёл от программок, которые сами готовили к каждому матчу. Весь тираж, а это 5 000 экземпляров, уходил влёт.

Один из трёх номеров "Хет-трика"

– Вы вроде даже газету свою издавали…

– В марте 90-го вышел первый номер «Хет-трика». Ответственным за выпуск был Константин Столбовский, вместе с Алексеем Гридневым создавший гремевший в своё время «Футбольный курьер». А «Хет-трик», дорогое, замечу, удовольствие, у нас забуксовал. По великому блату напечатали три номера тиражом 50 000 экземпляров каждый, распространили по всему Казахстану. Очень подвела «Союзпечать», которая не расплатилась вовремя за реализацию. Словом, финансовый вопрос стал роковым.



САНЖАРЫЧ ПРИШЁЛ С ИДЕЕЙ

– Несмотря на это, Клуб любителей футбола продолжал зарабатывать деньги. Куда вы их тратили?

– На поездки. В то время большой популярностью пользовался всесоюзный турнир Клубов любителей футбола. Мы всегда участвовали. Кроме того, фанаты ездили с «Кайратом» на выездные матчи. В конце 80-х Тимур Сегизбаев предложил создать при нашем клубе команду ветеранов. Идея понравилась. Мы стали выезжать с ними в регионы и играть с сельскими ветеранами.

– Отличная пропаганда спорта в глубинке!

– За поездку играли по 8-10 матчей. Дорожные расходы, питание брала на себя принимающая сторона. Плюс перечисляла нам небольшие суммы – премиальные для ветеранов «Кайрата». Финансировали мы и выступление ветеранов на всесоюзных турнирах. В 90-м в Сочи наша команда дошла до финала Кубка СССР, в котором приняли участие 64 дружины.

В 90-е годы тяжело было с футбольной экипировкой. Наш клуб наладил отношения со швейными предприятиями Днепропетровска и Тирасполя. Мешками возили амуницию и обеспечивали все команды Казахстана. Существенная прибавка к бюджету!

СВЕТЛОЕ ПЯТНО И ЗАНАВЕС

– А был ли центр в Москве, объединяющий республиканские клубы?

Программка Клуба любителей футбола

– Каждая союзная республика решала свои вопросы сама. В 1988 году нам удалось выбить три места на поездку на чемпионат Европы в Германию. В письме в ЦК ВЛКСМ отметил, что периферия всегда остаётся без поездок на чемпионаты мира и Европы. И они выделили места не только нам, но и соседям узбекистанцам. Это светлое пятно в памяти, которое оставил после себя комитет по пропаганде и агитации футбола при Федерации футбола СССР. К слову, по их просьбе мы не раз принимали участие в конкурсе программок на матчи чемпионатов страны. В 90-м и 91-м наши работы занимали третьи места.

А отвечая на ваш вопрос, замечу, что журналист «Комсомольской правды» Виктор Горлов пытался создать Всесоюзный клуб болельщиков. И даже организовал первый съезд болельщиков в Новосибирске. От нас поехало восемь человек. Но потом произошёл развал Союза и всё заглохло.

– Не могу не спросить о зарубежных контактах…

– У нас были попытки завязать тесные отношения с зарубежными клубами фанатов. В 1990 году приезжали итальянцы, подарили футболки «Ювентуса» болл-боям на матчах «Кайрата». Потом мы ездили с ответным визитом. Поразились масштабом их деятельности. Они работали на целые концерны. Известный бренд «Аристон», по словам его президента, сделал ставку на футбольных болельщиков. Фанаты занимались рекламой продукции, помогали продавать технику во многих странах. Вот и нам предложили открыть в Казахстане магазин по продаже бытовой техники. Но, сами понимаете, осуществить что-то подобное в СССР было невероятно сложно. И наши договоры так и остались словами.

АПЛОДИСМЕНТЫ ГЕРДУ МЮЛЛЕРУ

– Вы известны в нашем футбольном сообществе и как менеджер. Знаю, что вы привозили сюда сборные Германии, команду ветеранов СССР. Чем памятны эти события?

– Для меня лично главное – принести радость болельщикам. Горд, что нам удался матч ветеранов с немецкими футболистами, которых возглавил великий Герд Мюллер. Когда он сделал первый удар по мячу, трибуны Центрального стадиона взорвались аплодисментами – признанием в любви к немецкому бомбардиру.


А сборную СССР привозил сюда несколько раз. Лично знаком со многими – Дасаевым, Блохиным, Чивадзе, Заваровым, Белановым, Хидиятуллиным, Ярцевым, Гавриловым, Бессоновым, Михайличенко, другими игроками сборной СССР. С некоторыми из них до сих пор поддерживаю телефонные отношения. Помню, с нашими ветеранами и гостями ездили в Джамбульскую область. Играли в посёлках.

– Вы до сих пор работаете с ветеранами…

– Это моя общественная работа. 27 лет назад по моей инициативе был создан «Союз ветеранов футбола Казахстана». Президентом избрали Шарипа Омарова, покойного ныне. С тех пор ежегодно проводим летний чемпионат республики. Через пять лет стали организовывать и зимнее первенство. Сейчас президент – Сеильда Байшаков, а я – вице-президент.

АЛМАТЫ – ВНЕ ИГРЫ

– Долгое время вы активно помогали и женскому футболу.

Счёт на табло. Фото Эдуарда ГАВРИША

– Когда мы создали команду ветеранов при нашем клубе, поступило предложение от женской команды «Мерей» провести спарринг. Одну встречу организовали, вторую, стали вместе проводить совместные тренировки на Центральном стадионе. Я, можно сказать, и жену себе там нашёл.

Женский футбол стал для меня близким по духу. Я им помогал во всём. Когда «Мерей» полным составом убыл в Самару, предложил Виктору Булахову создать новую команду. И мы с молодыми девчонками, которые остались в Алма-Ате, ездили на всевозможные турниры. Сенсацией стало то, что мы этой командой выиграли первый Кубок СНГ по мини-футболу, опередив 17 коллективов.

Понятно, что долго это продолжаться не могло. Хотя бы по той причине, что Клуб  любителей футбола большими финансами похвастать не мог. Поэтому передали девчонок в «Динамо», к Борису Емелину.

Работая в Агентстве по спорту РК, курировал там женские сборные по футболу, одно время был директором департамента женского футбола ФФК. Несмотря на многочисленные трудности, проводили полноценный национальный чемпионат, участвовали в международных соревнованиях. Однажды с Шарипом Омаровым, когда он был послом в Чехии, даже организовали сбор национальной женской команды в Праге.

– Если сравнить день нынешний и день минувший, что скажете об уровне отечественного женского футбола?

– Мне кажется, что «Мерей» запомнился больше всех команд того и нынешнего времени. Коллектив со своим почерком. У девушек, кроме технического арсенала, присутствовал по-настоящему боевой характер. Не случайно, многие девчата из того состава играли за сборную России. И финансовые условия тогда были на порядок лучше.

Алматы был кузницей кадров в женском футболе, теперь таковой считается Шымкент. В других регионах попросту не хотят заниматься женским футболом, а ведь талантливой молодёжи много. Обидно от того, что пустили на самотёк такое дело. Теперь у Алматы даже нет команды в чемпионате страны. Её недавно распустили. Куда мы катимся?..

Автор: Алим Анапьянов
Яндекс.Метрика