В ТЕНИ ГЕНСЕКА
Cемь футов под килем желали мы седьмому руководителю казахстанского футбола в ноябре 2016-го, когда, без преувеличения, легендарного, кайратовца Сеильду Байшакова выбрали президентом ФФК. Но что-то пошло не так.
Отличный футболист – не обязательно хороший тренер (доказано последним на сегодня наставником сборной Казахстана) и совсем не обязательно хороший руководитель (доказано последним на сегодня президентом ФФК, которая теперь КФФ). Уважаемый Сеильда Икрамович, к сожалению, так и не вышел из тени нефутбольного, но напористого генсека, довольствовался исключительно представительскими функциями, был справедливо критикуем за бездействие, и в результате «добровольно» подал в отставку. Вслед за генеральным секретарём Канышем Аубакировым.
А и Б – БОРОДЮК
Если исключить немногочисленные высказывания на официальном сайте федерации по проблематике казфутбола и различного рода поздравления, подготовленные пресс-службой в ура-тональности и подписанные Байшаковым, больше о работе седьмого шефа нашего футбола сказать нечего. Можно, правда, вспомнить момент, когда на конференции ФФК/КФФ президент не то ещё ФФК, не то уже КФФ признал выступление сборной в квалификации ЧМ-2018 неудовлетворительным. За ярким «А», впрочем, не последовало никакого «Б» – Александр Бородюк после провального сезона до сих пор не уволен. Более того, невесть откуда возникший наставник, как выяснилось, и не собирается уходить по-мужски. Вертясь, подобно ужу на сковородке, он то признаётся, что «решение для себя уже принял» и его российские коллеги начинают жалеть «хорошо поработавшего Сашу», то, ничтоже сумняшеся, заявляет, что уходить не собирается, поскольку у него действующий контракт.
В отличие от Бородюка Байшаков подал в отставку. И, право слово, это решение заслуживает уважения. Не справился – дай дорогу другому.
КАРТИНА МАСЛОМ
Кстати, о других. Показалось интересным применить английский параметр «процент побед» не только к наставникам национальной сборной, но и к президентам федерации. И вот что получилось.
При всей условности (разное количество матчей, разные континенты и т.д.), картина достаточно красноречивая. Национальная сборная – лицо страны, а потому первое лицо футбола безусловно ответственно за её выступление. Ведь все рычаги в руках этого самого первого лица.
При Сеильде Байшакове сборная не выиграла ни одного матча. Показатели идентичные бородюковским. Последнее место, худший результат среди всех президентов. Комментировать тут нечего.
Наилучший процент побед у главной команды был на заре суверенности, при Заманбеке Нуркадилове. Ещё и потому, что в то время футболисты, имевшие за плечами опыт игры в сильном чемпионате СССР, никого и ничего не боялись. Проигрывать мы научились позже. И кто только не приложил к этому руку.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КРУГИ СВОЯ
43 процента побед национальной сборной при Куралбеке Ордабаеве (и 43 набранных условных балла) сегодня расцениваются как нечто недосягаемое. Фундамент, заложенный в советские времена, тогда ещё был крепок. Хотя, несмотря на мнение скептиков, и в Азии были весьма приличные команды.
В Европе, справедливости ради, сильных сборных значительно больше. Но и в Старом Свете мы, как казалось, не потерялись. Почти выйдя из пула аутсайдеров (одно время сборная Казахстана находилась в предпоследней корзине для жребия континенальной квалификации, помните?), затем команда вернулась на круги своя, и на предстоящей жеребьёвке Лиги наций вновь будет в компании сан-марин и лихтенштейнов.
Интересно, кто в этом виноват? И, главное, что делать? На «ближайшей Внеочередной Конференции», помимо фамилии восьмого рулевого, хотелось бы узнать и ответы на эти вопросы.