Вернуться к списку статей

Нурлан АБУОВ – Когда принёс первую футбольную зарплату, мать прослезилась

Футбол
2K
Командный снимок с голкипером Нурланом АБУОВЫМ. Фото Болата ОМАРАЛИЕВА
Тогда, в 85-м, парень учился в девятом классе, и 110 рублей, заработанные в кызылординском «Мелиораторе», стали весомым вкладом в семейный бюджет.

СЫН ПОЛКА

– Мы буквально бредили футболом, – рассказывает Нурлан АБУОВ. – Целыми днями пропадали на стадионе. Иногда доставалось от родных. Бывало, не отпускали на тренировки из-за двойки в школе. Но сердцу не прикажешь. Мы снова и снова бежали на стадион, больше боясь пропустить тренировку, нежели упрёков родных. Ну а когда принёс домой первую зарплату из кассы «Мелиоратора», мама даже прослезилась.

– Нурлан, почему вы выбрали вратарское амплуа?

– Сначала, когда занимался у Владимира Артёмова, играл в защите. Как-то играли товарищеский матч со сверстниками, и на эту встречу не пришёл вратарь. Тренер попросил меня встать в рамку, а после победы похвалил: «Да у тебя отличная реакция! И игру читаешь хорошо». С тех пор и стал вратарём. И когда перешёл к другому наставнику – Владимиру Алексееву, ныне он живет в Краснодарском крае и воспитал нескольких ребят для юношеской сборной России, тот мою позицию менять не стал.

В девятом классе получил приглашение в «Мелиоратор». Это был предел моих мечтаний. Эмоции зашкаливали. Тренироваться вместе с Романом Титовым, который был кумиром детства! Он сразу понял это и охотно со мной занимался. Да и полевые игроки встретили радушно. Я у них как сын полка был.

– А за игрой других голкиперов не следили?

– Куралбек Ордабаев нравился, Александр Убыкин, поражался реакции Рината Дасаева, Виктора Чанова. Готовил себя к большому футболу. Но за пять сезонов в кызылординской команде сыграл всего 25 матчей. Дело в том, что я учился в алматинском институте физкультуры. И чаще играл за СКИФ, нежели за родную команду.

47 ИГР НА НОЛЬ

– Статистика свидетельствует, что в тех 25-и матчах вы пропустили всего 18 голов. А за всё время выступления за кызылординцев (это 119 матчей) вы 47 раз уходили с поля, отстояв на ноль. Многие вратари позавидуют такому показателю…

– В нашем деле, считаю, главное – настрой. Если голова забита другими проблемами, не стоит и выходить на поле. Вратарь, да и полевой игрок, должен быть предельно собран и сосредоточен на результате. Немаловажен и физический фактор. Имею в виду готовность спортсмена. А по поводу матчей на ноль… Считаю, в этом большая заслуга и защитников.

Нурлан Абуов
1992 год. Нурлан АБУОВ

– Кстати, с кем из них было комфортно работать?

– В Кызыл-Орде с Каландаром Ахметовым и Муратом Есмуратовым. В Актобе, где отыграл два сезона, импонировала игра Аскара Кожабергенова. Очень грамотный игрок обороны. Вообще, в «Актюбинце» я провел лучшие футбольные годы. Поиграл с такими личностями, как Дмитрий Огай, Андрей Мирошниченко. Да и тренеры, что ни имя – звезда.

Отмечу человечность Юрия Акифовича Хакимова, с которым был знаком ещё по Кызыл-Орде. Когда он принял актюбинскую команду, позвал меня с собой. На следующий сезон его заменили Вахид Масудов, Владимир Никитенко и Юрий Коньков. С ними у меня тоже сложились отличные отношения.

– Кажется, вы засветились и в составе «Кайрата»?

– В 96-м меня пригласили в алматинский клуб Виктор Катков. Но за «Кайрат» я сыграл всего два матча. Травмы. Годом ранее мне вырезали мениск, и колено продолжало беспокоить. К тому же на тренировке сломал руку.

НИКТО НЕ СПАСОВАЛ ПЕРЕД УГРОЗАМИ

– Говорят, одним из ваших козырей было отражение одиннадцатиметровых. В присной памяти матче с «Ходжа Каримом» в Таджикистане три пенальти взяли.

– О той игре под дулами автоматов написано немало. Иногда вспоминаешь её, и становится жутко. Никто не спасовал, хотя нам угрожали, и серьёзно. Мне лично, после того, как я отразил пенальти в игре, какой-то бородач пообещал: «Живым отсюда не уедешь». Это разозлило. И я старался, как и вся команда, играть ещё лучше. А судья, проникшись угрозами, всё время свистел в пользу хозяев. Все голы, забитые таджиками были плодом ошибок арбитров, которые мечтали поскорее закончить матч. И хозяева добились бы своего, но я в последний момент спас свою команду. Предстояло дополнительное время. И на наши ворота обрушился новый шквал атак. Не знаю, откуда силы брались. Но ребята – молодцы! Превозмогая боль, поборов страх, сумели выстоять. Потом была серия одиннадцатиметровых. Наши забили все. А я взял два удара. И бросился обнимать одноклубников. Мне сразу сказали: «Придержи эмоции. Вот уедем со стадиона, тогда и радуйся». Так что приходилось брать пенальти и в таких экстремальных условиях.

– В вашей биографии есть и победа в Кубке Казахстана.

– Да, та победа «Кайсара» в Кубке-98/99 дорогого стоит! Вообще, благодарен судьбе за возможность заниматься любимым делом. Возможно, ещё бы поиграл, да травмы старые стали одолевать. И в 2000 году принял решение завершить карьеру футболиста. Ушёл в бизнес. Через год, правда, вернулся в клуб в качестве директора. Но всё в этом мире меняется, сегодня я вне футбола. Как-то журналисты спросили: «Не скучаю ли?» Если честно, скучаю. Ведь в футболе прошли мои лучшие годы.

Автор: Алим Анапьянов
Яндекс.Метрика