Не буду скрывать, уже больше четверти века летние Олимпийские игры напрочь лишены для меня прежнего очарования. Почему? Ответ прост. В них не принимают участия наши футболисты…
ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО
Кажется это было вчера. Первый турнир, который увидел по телевизору. 1976 год. Олимпиада в Монреале-76. Сборная СССР под руководством великого Валерия Лобановского (УЕФА включил его в ТОП-10 тренеров, оказавших наибольшее влияние на развитие футбола) выиграла бронзовые медали. За этот «промах» (да-да, именно так назвали выступление сборной Союза в Канаде спортивные власти), тренеру влепили выговор и отправили в отставку. Такие времена были.
Олимпийские игры-80 в Москве ждала, без преувеличения, вся страна! И вновь разочарование. Футбольная сборная СССР лишь третья.
И всё же… «Олимпийцы среди нас!» Лозунг, который я прочитал, переступив порог спортивной секции, стал в какой-то мере символом той эпохи. Насколько он актуален сегодня?
«ФОСФОРИТ», ПОКИНЬТЕ ПОЛЕ!
Вспоминаю эпизод из далёкого детства. То были осенние деньки 80-го. Как обычно, после уроков гоняли с пацанами мяч на спортплощадке усть-каменогорской средней школе №9 имени Героев Бреста. Неожиданно появилась группа юношей, на вид лет 17-20, с несколькими настоящими футбольными мячами в руках и вышли на наше поле. Мы, приостановив междусобойчик, отошли в сторону, и, раскрыв рты, внимательно следили за действиями этих ребят. По тому как они обращаются с мячом было понятно, что с футболом группа молодых людей знакома не понаслышке.
Кто-то из пацанов отважился задать вопрос: «А вы футбольная команда? Из какого города?». «Фосфорит» из Каратау», – последовал ответ. В этот момент на площадке появилась директор нашей школы Мария Ивановна Дружинина и обратилась к непрошеным гостям: «Молодые люди! де ваша комсомольская совесть? Здесь играют дети, а вы бесцеремонно заняли их территорию. Будьте добры покиньте немедленно!»
Один из них начал объяснять, что они футболисты из другого города и приехали на календарный матч, остановились поблизости в гостинице «Турист», и им негде даже потренироваться. Попросили полчасика. Директор школы нехотя согласилась и ровно полчаса не уходила с «боевого поста». Через условленное время игроки «Фосфорита» покинули площадку. А мы продолжили прерванный матч. Не подозревая, что только что на нашем школьном поле тренировался... будущий олимпийский чемпион Евгений Яровенко! Между прочим, Евгений хотел было уже завязать с футболом, потому что не мог пробиться в команду мастеров «Химик» (Джамбул). Подоспевшая реформа второй лиги с введением обязательной квоты для молодых игроков, сохранила для футбола будущего олимпионика. Потом, выступая за «Кайрат», по воспоминаниям партнеров по команде, «Ярый буквально грыз землю в каждой игре». И сам себе поставил цель: «Обязательно буду играть в сборной!»Это теперь, спустя многие годы после триумфа команды Анатолия Бышовца в Сеуле-88, кто только не утверждает, что именно он, как тренер, дал Яровенко путёвку в жизнь. По крайней мере, пятеро уже насчитал.
ПОСЛЕ СЕУЛА КАК ОТРЕЗАЛО
На Олимпийские игры-92 в Барселоне футбольная команда СНГ не пробилась. Для многих это показалась случайностью. Особенно учитывая, что четыре года назад сборная СССР второй раз в истории (впервые это было в Мельбурне-56) выиграла золото.
Но то, что произошло в последующие четверть века, до сих пор не укладывается в сознание. За нивелированием ценностей последовала девальвация сознания и деградация устоев. Все это, естественно, отразилось на спорте.
Ни одна команда из бывшего СССР (пятнадцать суверенных государств, на минуточку) не может не то, что занять призовое место в футбольном турнире Олимпиады, но и пробиться в число участников турнира! Исключение – лишь сборная Белоруссии, пробившаяся на Олимпийские игры-2012 в Лондоне. Команда Георгия Кондратьева в стартовом матче тогда выиграла у Новой Зеландии 1:0, вела в счёте в игре с Бразилией, до гола Неймара на 65-й минуты играла с кудесниками мяча вничью, но всё же уступила – 1:3. С таким же счётом проиграла египтянами и в плей-офф не вышла.
БЫЛ ЛИ ШАНС У КАЗАХСТАНА?
Не будем себя обманывать. Наиболее близки к выходу в финал олимпийского турнира, мы были в период пребывания в АФК. В 1995 году команда под руководством Сергея Гороховодацкого в блестящем стиле прошла первый этап квалификации, заняв 1-е место в центральноазиатской зоне. Олега Литвиненко признали лучшим футболистом Азии октября 1995 года.
За этим, правда, последовал полный провал в Куала-Лумпуре в марте 96-го. Вот, что говорил на сей счёт сам Сергей Гороховодацкий:
– По классу мы не уступали ни Саудовской Аравии, ни Корее, ни Китаю. А в некоторых компонентах игры и вовсе превосходили соперников. Всё-таки советская школа подготовки заложила хороший базовый фундамент. Но... Мы попросту не смогли подготовиться к играм в Малайзии. Как наставник, подавал заявку на два УТС за рубежом в январе и феврале 96-го. Крайний вариант – Кибрай под Ташкентом. Но финансовые возможности были ограничены и в итоге сборы не провели. Футболисты приехали в сборную лишь накануне отлёта в Куала-Лумпур, после сборов своих клубов, в разном функциональном состоянии. Неудивительно, что все голы от соперников мы пропускали под занавес. Не хватало физики. Если бы финальный раунд отбора был бы не в марте 96-го, а в ноябре 95-го, думаю, нам по силам было квалифицироваться на Олимпиаду в Атланте.
Через четыре года под руководством Владимира Фомичёва сборная также была в шаге от олимпийской цели. Причём сценарий был похожим. Выиграв на ура, центральноазиатский групповой турнир, за что наставника команды удостоили титула «Лучший тренер Азии июня-99», вновь не прошли решающую стадию квалификации.
– Нас вымотала группа на первом этапе. Единственная, где играли пять команд, – говорит Владимир Фомичёв. – Плюс не смогли дома в первой игре переиграть Таиланд. Появилась неуверенность. Ну а Япония была явно сильнее нас.
Про европейский период нашей олимпийской одиссеи сказать ровном счётом нечего...