Вернуться к списку статей

Владимир ГУЛЯМХАЙДАРОВ: Играть в футбол из-за денег? Лучше вообще не играть!

Футбол
4K
Владимир ГУЛЯМХАЙДАРОВ на боевом посту. Фото Эдуарда ГАВРИША
70 лет – юбилей серьёзный! Поздравляя Владимира Гулямхайдарова с разменом восьмого десятка, завершаем публикацию интервью с известным футболистом и тренером.

В первой части читатели узнали о «хирургических опытах» Сан Саныча Севидова, пригласившего душанбинского парнишку в минское «Динамо». Во второй Владимир Алексеевич поделился воспоминаниями о своём легендарном одноклубнике Эдуарде Стрельцове.

Казахстан – вторая Родина

– Владимир Алексеевич, как вы оказались в Алматы?

– Первый раз пригласили сюда в конце 98-го. Мне в Душанбе позвонил Булат Абилов и предложил приехать в Алматы на переговоры. Я тут же вылетел.  Сами понимаете, в Таджикистане тогда продолжалась война…

Ни разу не пожалел, что приехал сюда. Казахстан для меня стал второй Родиной. И это не высокопарные слова. Я бы мог давно уехать в Москву, к дочерям. Но мне здесь комфортно, много друзей. Тренирую детишек, получаю огромное моральное удовлетворение.

– Вернёмся в 98-й. Как прошли переговоры с Бутей?

– Прежде всего, он обрисовал ситуацию в казахстанском футболе. В тот вечер я узнал, что в чемпионате РК играют два «Кайрата». Армейский (президент клуба Павел Новиков) и гражданский (президент Булат Абилов). Мне предложили возглавить команду гражданского. Я дал добро, и мы договорились встретиться ровно через месяц, когда футболисты начнут готовиться к следующему сезону. Но по приезде узнаю, что команду принял местный специалист Владимир Никитенко. «Вы остаётесь в клубе, – сказал Абилов. – Будете консультантом…».

От Никитенко до Чернова

– «Кайрат» в те годы представлял грозную силу. Не вспомните наиболее яркие события тех лет?

– Запомнилось противостояние с армейским «Кайратом». В сезон-99 наша команда дважды обыграла армейцев. По-моему, мы единственные, кто дважды по ходу сезона отобрал очки и у будущих чемпионов – семипалатинского «Елимая». В итоге СОПФК «Кайрат» занял третье призовое место и выиграл Кубок страны. Многие, наверное, запомнили финал в Астане, когда алматинцы в пух и прах (5:0) разнесли петропавловский «Аксесс-Голден Грейн».

После той памятной победы в финале Кубка Казахстана. Фото Эдуарда ГАВРИША

А из исполнителей нашей команды того времени запомнились лучшие бомбардиры клуба Реджепмурат Агабаев из Туркмении, который забил 24 гола и стал лучшим голеадором Казахстана сезона-99, и Евгений Тарасов, местный воспитанник. Ему тогда прочили прекрасное будущее, но травмы помешали талантливому парню стать большим мастером. Рад за Женю, что он не потерялся в футболе. Насколько мне известно, он продолжает работать с резервом питерского «Зенита».

– Потивостояние между гражданским и армейским «Кайратами» было более чем принципиальным. Не потому ли Булат Абилов в 2000-м снял Владимира Никитенко после поражения от армейцев?

– Так оно и было. В последней игре первого круга против армейцев мы уступили 0:1. Помню, Дмитрий Бяков похоронил наши надежды на ничейный исход. Сразу же после матча последовали оргвыводы. В раздевалке Абилов объявил, что Никитенко больше не главный тренер. Исполняющим обязанности был назначен я. И мне в перерыве между кругами пришлось готовить команду. Ровно через две недели мы снова, согласно календарю, играли с ЦСКА. Игра у нас получилась. Мы вели в счете 3:0, когда я дал возможность поиграть молодому голкиперу Николаю Родионову. Одна его оплошность привела к взятию наших ворот. Тем не менее, мы довели игру до победы – 3:1.

После матча я вышел со стадиона и подошел к Булату Абилову. Рядом с ним стояли Михаил Гурман (в то время вице-президент Ассоциации футбола РК) и Владимир Чернов, тренер «Елимая» прошлых лет. После дружественных рукопожатий и поздравлений с победой Булат представил мне нового рулевого «Кайрата». Чернова. Честно признаться, после этой победы я предполагал, что должность главного предложат мне, но…

– Что было дальше?

– Чернов проработал с командой только до конца сезона. Результат –  четвёртое место. Не знаю, что побудило Абилова убрать Чернова – непопадание на пьедестал или что-то другое. Но я слышал, как Абилов выговаривал тому: «Вы приехали сюда тренировать команду, а не заниматься кадровыми вопросами». Что он имел в виду, могу только догадываться.

Как большой знаток казахской генетики в Белград сбежал

–  И вас опять «прокатили»?

– Руководству видней. Да и, откровенно говоря, я не сильно рвался к рулю. Для меня было достаточно работать в футболе. В основном решал организационные вопросы. В 2001 году произошло объединение двух «Кайратов». Новое руководство клуба (Булата Абилова сменил Талгат Джумадиллаев) главным тренером назначило Вахида Масудова. Но тот до конца сезона не доработал и на смену ему пришёл серб Златко Крмпотич. Именно тот Крмпотич, который в прессе заявил, что казахи генетически предрасположены только к занятиям единоборствами, а в игровые виды спорта им и соваться не стоит.

А чем себя проявил сербский наставник? Кайратовцы так и не попали в зону призёров. При Юге (так называли Крмпотича в команде, да и болельщики тоже) однажды играли в Кубке УЕФА, но выступили бесславно. Так случилось, что соперником «Кайрата» стала сербская «Црвена Звезда». Мы им проиграли дважды и без шансов – 0:2, 0:3.

В Алматы «Кайрат» проиграл «Црвене Звезде» 0:2. Фото Эдуарда ГАВРИША

– После Крмпотича вас опять пригласили тушить пожар?

– В конце сезона-2002 мне позвонили с кайратовской базы на Каблукова и попросили приехать. Прямо с порога сказали: «Принимай команду!». Оказывается, Крмпотич и его помощники… сбежали. Взяли билеты до Белграда и тайно уехали.

До конца сезона оставалось несколько туров. Тот год команда завершила в середине турнирной таблицы. Неплохо складывались у нас дела и в первом круге следующего года. Мы были на четвертом месте, и это несмотря на существующие объективные проблемы. Но в прессе появилась информация о том, что на мое место сватают Леонида Остроушко, бывшего кайратовца, проживавшего в Санкт-Петербурге. В одном из интервью Остроушко тогда сказал: «Я бы из Ленинграда пешком пришел, если бы пригласили возглавить родной мне «Кайрат».

Просьбу услышали. Меня поблагодарили за работу и пригласили Леонида Остроушко. Однако «Кайрат» по итогам сезона скатился с четвертого места (после первого круга) на седьмое, и Остроушко освободили от занимаемой должности.

Пахомов пострадал от азербайджанцев, Петрушин – от белорусов

– А я сразу уехал работать в «Тараз». Клуб из древнего города испытывал непростые времена. Одной ногой, можно сказать, был уже в Первой лиге. Пришлось встряхнуть коллектив, и мы завершили сезон на 12-м месте из 16 команд.

Может быть, я и остался бы в этой команде, но предложение поступило поздно. Таразцы опоздали ровно на сутки. Дело в том, что «Кайрат» принял мой одноклубник по московскому «Торпедо» Леонид Пахомов, давний мой приятель. Он и позвал меня тренером в «Кайрат».

То время было интересным. Спонсором алматинской команды стала компания «Казахстан Темир Жолы». Амбиции  железнодорожников били через край. Приближался юбилей КТЖ – 100 лет. К тому же в 2004 году «Кайрату» исполнялось пятьдесят. Все в открытую говорили, что в такие славные даты команда будет ставить перед собой самые высокие цели. Правда, через год Пахомова освободили. Сначала из сборной Казахстана за проигранный (товарищеский!) матч Азербайджану, и сразу же – из «Кайрата». Случился сей факт на старте сезона. Рулевым назначили Алексея Петрушина который работал помощником у Пахомова. В том сезоне наша команда стала чемпионом.

– Именно Петрушина вы, кажется, заменили на тренерском мостике «Кайрата»?

– В середине следующего сезона «Кайрат» вновь остался без тренера. Причиной увольнения Петрушина стало, как было сформулировано в приказе, «безвольное выступление» алматинцев в Лиге чемпионов против братиславской «Артмедии». Дома «Кайрат» уверенно выиграл 2:0, а в гостях уступил в овертайме – 1:4. Причем четвертый гол подопечные тогдашнего наставника словаков Владимира Вайсса забили за несколько секунд до конца встречи.

Это было обиднейшее поражение, в организации которого веское слово в пользу словаков сказала белорусская бригада арбитров во главе с присной памяти Сергеем Шмоликом. Петрушину было обидно вдвойне. Его сразу убрали, а я доработал сезон с командой.

«Седьмое место «Кайрата» в чемпионате СССР – успех? Да это провал!»

– Мы заняли третье призовое место и вышли в финал Кубка страны, который проходил в Шымкенте. Нашими соперниками стали астанчане. По игре мы превзошли своих оппонентов. Но тут опять вмешались «потусторонние силы». Арбитры благоволили нашим соперникам, и мы уступили – 1:2.

Понервничать пришлось изрядно. Но потом узнаю от генерального директора клуба Ермека Сырлыбаева о том, что «нам всё равно не дали бы Кубок. Пришла команда «сверху», чтобы столица была представлена в еврокубках». И такое бывает... В кулуарах много говорят о подобном. Вспомните, в год, когда отмечали 150-летие Абая, чемпионом стал «Елимай». Отмечали тысячелетие Тараза – «Тараз» выиграл.

Тот сезон-2005 стал для меня последним в «Кайрате». Однако воспоминания о работе в клубе остались всё же приятные. «Кайрат» для меня всегда был больше, чем просто брендом и флагманом. В советские времена команда была на виду в чемпионате Союза.

Владимир ГУЛЯМХАЙДАРОВ с легендарным Игорем НЕТТО

Знаете, Ахмед Алескеров, авторитетный наставник, заслуженный тренер Украинской ССР, Молдавской ССР, Таджикистана и Азербайджана однажды сказал мне: «Все утверждают, что седьмое место «Кайрата» в высшей лиге – успех, а на самом деле – это провал. «Кайрат» способен был замахнуться на медали чемпионата СССР. Эта команда во все времена имела самобытный стиль игры и искусных исполнителей. Но всегда им сопутствовало невезение…».

– Вы поработали с несколькими казахстанскими командами. Как по-вашему, наш футбол прогрессирует или очевиден регресс?

– В советские времена команды, соперничая между собой, обогащали друг друга. Теперь мы играем в совершенно другой футбол. И всё же нельзя не признать: мы медленно, но идём вперёд.

– Что на правах юбиляра пожелаете молодым футболистам?

– Сначала надо подумать о подготовке, игре и результате. И лишь потом – о деньгах. Говорю это потому, что нередко слышу: «А сколько платить будут? Будут ли премиалки?» Согласен, сейчас время непростое. На первый план ставятся материальные блага. Но играть в футбол из-за денег… Лучше уж вообще не играть! Футбол надо любить. И он ответит взаимностью.

Анекдот от Гулямхайдарова

Аршавин вечером после матча приходит домой. Жена хочет забросить его экипировку в стирку и удивляется: форма совершенно сухая.

– Ты где был?

– Как где? На игре.

– А почему футболка сухая?

– Да я сегодня за сборную играл…

Автор: Алим Анапьянов
Яндекс.Метрика