Легенда московского «Спартака» и алма-атинского «Кайрата» скончался на 81-м году жизни
ФИЛИАЛ «СПАРТАКА»
В советское время «Кайрат», бывало, называли филиалом московского «Спартака». На то были причины. В 1970 году с приходом к рулю Александра Севидова в алма-атинской команде появились первые спартаковцы – Сергей Рожков, Валентин Солдатов, Юрий Севидов. Ещё через год к ним присоединились Виктор Евлентьев, Евгений Михайлин. Позже к Рожкову и Михайлину (другие уехали) присоединились Николай Осянин (лучший голеадор чемпионата СССР 1969 года в составе «Спартака»), московский динамовец Юрий Сёмин и торпедовец Владимир Янкин.
Тогда болельщики задавали вопрос: почему «Спартак» отпустил такого классного нападающего на периферию. Тем более, что Николай Осянин уже засветился в сборной СССР.
Дело в том, что зачастую не всё зависит от футболиста. Никита Симонян решил, что прирождённому форварду Осянину лучше играть в защите. Конечно, Никита Павлович был авторитетным наставником, но Николай не был согласен с его выводами и написал заявление по собственному… А тут звонит Сергей Рожков и говорит: «Приезжай! «Кайрат» с радостью примет тебя». И тот, недолго думая, взял билет на первый же рейс в Алма-Ату.
ПРЕДТЕЧА ПЕХЛЕВАНИДИ
– Появление Николая у нас в коллективе, – вспоминал вратарь «Кайрата» тех лет Куралбек ОРДАБАЕВ, – стало большой неожиданностью. – Ведь имя Осянина было на слуху. Он много забивал за «Спартак». Но наша робость перед ним прошла после первых тренировок. Николай Осянин оказался весьма интеллигентным человеком. Вообще, все москвичи в «Кайрате» действиями на поле, подсказками сплачивали вокруг себя местных ребят. Осянин, хоть играл впереди, но всегда возвращался назад и начинал путь к воротам соперников из глубины поля. Помню, как много раз он меня подбадривал. Отмечу его удары с обеих ног. Позже у нас появился точно такой же футболист, которого называли «колотухой» – Евстафий Пехлеваниди.
Действительно, Николай Осянин обладал не только хорошим дриблингом, но и сильнейшим ударом. В одном из своих интервью он говорил, что чаще всего поражал ворота соперников с дальней дистанции. И тут же давал пояснения: «Футболист должен иметь одинаковую силу удара с обеих ног. Если у него одна нога не рабочая, то он неполноценен».
Сам он отрабатывал удары с обеих ног со всех точек на каждой тренировке.
ВИКТОР КАТКОВ ВСПОМИНАЕТ…
– Никак не мог поверить, что еду на тренировку в одном автобусе с такими великими игроками, как Сергей Рожков, Николай Осянин, Евгений Михайлин,– вспоминает Виктор КАТКОВ, приехавший в «Кайрат» из Джамбула в 1972 году. – Мы им буквально в рот заглядывали, поражались их интеллекту, манере вести себя в обществе. Одевались москвичи просто, но красиво, а на тренировках работали больше других. Помню, что попасть в «московский квадрат» (они становились вчетвером и брали двух наших на отбор мяча), считалось большей честью для местных. Прислушивались к их советам, учились техническим приёмам. Пока Рожков и Осянин не уходили с поля, наша молодёжь тоже не покидала газон. Они были отличным примером для подражания.
Москвичи сначала жили на базе «Кайрата» (на Каблукова), а потом для них сняли квартиру в районе парка Горького. Однажды они пригласили меня в гости. Сначала повезли на солянку в заведение возле вокзала. Рожков заметил тогда, что здесь очень прилично готовят. Потом поехали на Зелёный базар. Накупили зелени, фруктов, овощей. Там я узнал, что Осянин очень любит болгарский перец. Закупившись, отправились в гости к Лёве-армянину, фанату «Кайрата». Он встретил, как всегда, шашлыками, рецепт которых до сих пор неизвестен.
За всё время застолья Осянин практически не говорил. В быту тихий и скромный, на поле он преображался. Был по-спортивному злой. Помню много матчей с его участием. Практически не было провальных игр. Правда, однажды его обвинили в сдаче игры.
В одном из матчей после его удара мяч попал в перекладину, и «Днепр» увёз из Алма-Аты ничью. После этого Артём Фальян, тренер «Кайрата», посадил московского бомбардира на лавку. А на одной из встреч с болельщиками заявил: «У Осянина тяжёлая травма ноги. И он, видимо, закончит спортивную карьеру». Естественно, никакой травмы у Николая не было. С приходом Фальяна в клуб москвичи всё реже стали попадать в основу. На поле стабильно выходил только Рожков. В 74-м флагман республики покинет высшую лигу, уйдёт и Фальян
За два сезона в «Кайрате Осянин забил три гола. Конечно, для такого форварда это мало. Но надо понимать, что Николай в отдельных играх выступал в защите.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
Вернувшись в «Спартак», он продолжил радовать болельщиков красно-белых голами и дриблингом. После окончания карьеры футболиста стал тренером. Жил в Москве. И при первой возможности передавал привет своим одноклубникам из Казахстана. На фото перед международным матчем сборной ветеранов СССР Николай Осянин – крайний справа.
Светлая память вам, Николай Викторович. Искренне скорбим и помним...