Вернуться к списку статей

Виктор БУЛАХОВ – Думая о футболе, представляю «Кайрат» 70-х

Футбол
3K
Фото Эдуарда ГАВРИША
Сегодня, 7 июля, 61-й день рождения отмечает игрок «Кайрата» 70-х Виктор Булахов, ныне тренирующий женскую команду СШВСМ-«Барыс». ФАЛЬЯН И САХАРОВ

– Прошло много лет, – рассказывает Булахов, в своё время поигравший также в команде ГСВГ, новосибирском СКА, павлодарском «Тракторе»,  – а я до сих пор ощущаю себя закоренелым кайратовцем. Всегда ловил себя на мысли, что даже думая о футболе, невольно вспоминаю «Кайрат» тех лет. Сопоставляю, ставлю в пример своих партнёров, которые были мастерами высокого класса. Их профессионализму позавидует любой игрок нынешнего поколения. Три года в главной команде республики стали для меня важным этапом повышения футбольной квалификации, укрепили характер. И никакие университеты не заменят мне то время.

Владимир Сахаров
Тот самый Владимир САХАРОВ

В 1972 году меня и ещё нескольких ребят стали привлекать к играм  дубля алматинской команды. Из прославивших позже игроков со мной выступал Юсуп Шадиев, цепкий и неуступчивый защитник. Мы играли с ним в сборной Казахстана на Спартакиаде школьников в Киеве. Там, наверное, нас и приметили. А в 1973 году я впервые сыграл за основу «Кайрата». Против «Динамо» в Минске.

Помню, как наставлял меня главный тренер Артём Фальян: «Будешь играть персонально против Сахарова. Не тушуйся. Будь внимателен. Не давай ему пространства». Владимир Сахаров, позже перешедший в московское «Торпедо», уже в то время был звездой, но я, желторотый птенец, старался, как мог. Юношеский максимализм плюс задор, быстрота реакции помогли мне сыграть удачно против грозного полузащитника минчан. Cтарался не отпускать его далеко, действовал на опережение. После игры Артём Григорьевич, скупой на похвалу, отметил, что я заслужил  место в основе. И всё же настроение было паршивым – мы проиграли 0:1.

– И Фальян стал выпускать вас на все матчи?

– Далеко не всегда. Вообще, этот тренер запомнился несколько деспотичными методами воспитания. Любая провинность каралась физическими нагрузками. И какими! Когда в 76-м году моего друга Сашу Хапсалиса пригласили в киевское «Динамо», первым делом Валерий Лобановский отправил его на медосмотр. После обследования врач главному тренеру и говорит: «Этого парня нельзя выпускать на поле, его в реанимацию надо отправить». Такие были физические нагрузки в «Кайрате».

Впрочем, иначе нельзя было. Нехватку мастерства компенсировали на именно «физикой», бойцовскими качествами, много работали над  выносливостью. Тренировки Всеволода Боброва, пришедшего в команду позже, показались нам раем. Ему помогал Тимур Сенгизбаев. Оба легендарных  спортсмена проповедовали более техничный футбол, на занятиях мы тогда стали больше работать с мячом. Однако с приходом  Леонида Остроушко, затем и Станислава Каминского «рай» закончился. Опять начались высокие физические нагрузки. Мы не роптали, понимая, что только так сможем вернуться в высшую лигу. И в 1976 году эту мечту осуществили.

Кайрат 70-х
"Кайрат" 70-х. Виктор БУЛАХОВ – первый слева в нижнем ряду

ШАХМАТЫ И ОРДАБАЕВ

– Часто фамилия Булахов мелькала тогда в казахстанской прессе?

– Если честно, не следил за тем, что писали о нас. Счастьем было уже то, что выпускали на поле. А двойную радость испытывал тогда, когда  комбинации получались, голы забивались.

– В вашей биографии тоже есть результативные выстрелы. Первый, кажется, в ворота «Нистру»?

– Я забивал немного. Поэтому помню каждый свой гол. Да, первый был кишинёвцам. Потом в первой лиге поражал ворота «Кузбасса», «Уралмаша» и «Кубани». Бывало, выводил на ударную позицию партнёров. Ассистировал Анатолию Ионкину. Это был форвард, которому Бог дал голевое чутьё. Из простой ситуации мог сотворить опасность у ворот соперника.  Помните знаменитую игру с тбилисским «Динамо» в Алма-Ате? Я сидел в запасе и любовался голами Ионкина. Он сотворил тогда хет-трик, а «Кайрат» выиграл 5:0!

А что вытворял в иных матчах Юра Севидов?  Его дриблинг до сих пор перед глазами. Отметил бы также Султана Абенова. Не знаю, почему его держали на лавке? Ведь когда он был на поле, игра сразу обострялась. Хороших футболистов в то время в «Кайрате» было много.  Всех их вспоминаю добрым словом. Особенно москвичей – Сергея Рожкова, Евгения Михайлина. Это порядочные люди, к которым мы относились с большим уважением. Они несли всю тяжесть командной борьбы, по своей инициативе обучали нас, молодых, культуре паса, подсказывали, как действовать на поле в той или иной обстановке. Вот Егорыч (Рожков, – Прим. автора), к примеру, для меня до сих пор как старший брат. Опекал, помогал в игре. Да и за советом я к нему всегда шел первым. Давно не виделись, желаю ему здоровья.

Куралбек Ордабаев
Куралбек ОРДАБАЕВ, фото Эдуарда ГАВРИША

– Кроме футбола, чем увлекались в те годы?

– Любил в шахматы играть. Благодаря Куралбеку Ордабаеву. Однажды, когда нас поселили на базе вместе, он достал из сумки шахматную доску: «Играть умеешь?». Шахматы были отдушиной в свободное от тренировок время. Ведь в  футболе тоже надо уметь думать. Любая комбинация на поле сродни с комбинацией на шахматной доске. Выигрывал и я, выигрывал и Курал. Бывало, в нашей комнате собиралась вся команда, наблюдая за нашим противостоянием за шахматной доской.

– Болеете за нынешний «Кайрат»?

– Как тренер мог бы сказать, дескать, болею за красивую игру. Но скажу честно – моё сердце всегда принадлежит «Кайрату». Те,  кто прошёл через этот коллектив, уверен, поймут, о чем я говорю.

– Спасибо за беседу и с днём рождения!

Автор: Алим Анапьянов
Яндекс.Метрика