Вернуться к списку статей

Прощай, Макс…

Другое
13K
Фото Ернура САУДЕГЕРОВА

На 50-м году ушёл из жизни известный спортивный журналист Максим Карташов.

Недавно только читал спорт-экспрессовский материал, в котором Юрий Голышак корил себя за то, что не успел с кем-то переговорить и записать интервью. Собеседника в скором времени не стало. И тут же вспомнил, что на днях не удалось с Максимом Карташовым встретиться и пообщаться. Да ладно, ничего страшного. Леонидовичу всего-то 49. Времени на общение будет предостаточно. Увы…

Вечером 15 декабря мой товарищ пресс-атташе «Торпедо» Ернур Саудегеров скинул в личку: «Не стало Максима Карташова. Информация неподтверждённая. Можно уточнить?». Известие ошарашило. Беру смартфон, набираю – гудки, но и только. А вскоре горькая правда стала очевидной – Макс не ответит никогда…

Чуть более месяц назад смотрели с Максимом матч чемпионата Казахстана «Алтай-Торпедо» – «Бейбарыс». Почти пустые трибуны усть-каменогорского Дворца спорта имени олимпийского чемпиона Бориса Александрова навевали грустные мысли. Сумбурная игра хозяев, явно отстающих в классе от соперников, отражалась в счёте на табло.

Глянул тогда на Макса, на его выражение лица, в котором можно было прочитать только грусть и боль. Он смотрел и не понимал, а что вообще происходит?! Как так? Тридцать лет назад усть-каменогорский хоккей считался одной из сильнейших школ в Советском Союзе. Позже прогремел и на весь мир. А что мы имеем теперь? Строчку в середине таблицы чемпионата Казахстана?! Неужели всё кончено, и былое не вернуть?

На память сразу пришла одна из его заметок, где он старался поставить вопрос ребром: «Усть-каменогорский хоккей? Когда мы его потеряли?».

В последние годы жизни он пытался на него ответить. Писал, острые материалы, шёл с открытым забралом, пытался вычислить несправедливость и вывести на чистую воду виновников. Любая его статься была с изюминкой, порой горькой.

Вообще, правда, которую всегда пытался найти Максим, никогда не бывает сладкой. Он платил за неё своим положением и здоровьем. Порой его жестоко избивали. Именно после подобных публикаций. Случайность? Или за правду у нас бьют? Максим, считал, что нападения связаны именно с его журналистской деятельностью.

Его публикации на страницах «Каравана», «Экспресс-К» и газеты «Время» вызывали бурные и полярные суждения. Да и в журналистской среде отношение к Максиму было, прямо скажем, неоднозначным. Но он шёл своим путем, сложным и тернистым. Помогали внутренний задор и непоколебимая вера в необходимость обществу того, что он делает.

Мы познакомились на стыке эпох. Это было время больших надежд. Тем более для нас, молодых начинающих спортивных журналистов. Казахстан только обрёл независимость. Но, скажу откровенно, Максим уже в двадцать был авторитетом.

10337

Ярким метеором ворвавшись в спортивную журналистику, в 17 лет он выпустил первый свой футбольный календарь-справочник, в котором задал несколько вопросов читателям для уточнения фактов о команде «Восток». А уже на следующий год выпустил более солидное издание, которое стало украшением спортивной библиографии Усть-Каменогорска тех лет.

Именно ответы на вопросы календаря-справочника «Восток-89», найденные мною в газетных подшивках 80-х на Фонтанке в Питере, послужили поводом для встречи в марте 92-го.

Максим радушно встретил меня в квартире на Пролетарской (ныне Кабанбай батыра), угостил чаем с тортом… В 2015 году, на чемпионате мира по хоккею в первом дивизионе, когда Макс отмечал очередной день рождения, мы с супругой решили – купим ему торт! И он угостил им всех, прямо в краковском пресс-центре.

10336

К слову, Макс частенько свой день рождения проводил вне дома и семьи. Чемпионат мира по хоккею, который почти всегда выпадал на третью декаду апреля, был для него делом святым! Освещать 17 чемпионатов мира по хоккею (1995, 1998, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2015, 2017, 2019, 2021)! Среди спортивных журналистов Казахстана Карташову по этому показателю просто нет равных. Полагаю, немного таковых и во всём мире.

Хоккей была его любовью, с детства. И когда он жил в Грузии, и после, в Челябинске. А оказавшись вместе с родителями в Усть-Каменогорске в середине 80-х, Максим полностью погрузился в этот волшебный мир. На его глазах блистали кумиры 80-х – Александров, Кузнецов. Он работал пресс-атташе «Торпедо» в непростые 90-е, возглавлял отдел по работе со СМИ Казахстанской федерации хоккея. А в 2010 году выпустил первый номер своего детища, журнала «Хоккей Казахстана». Именно в нём он публиковал отчёты о конкурсе «Лучший хоккеист Казахстана», который неизменно вёл с 1992 года.

10338

В 2009 году нам удалось осуществить совместную задумку – при поддержке КФХ выпустить хоккейный ежегодник. К сожалению, уже восемь лет, как эта тема забыта нашими последователями.

Максим мог бросить перчатку сильным мира сего, не побоявшись выглядеть, как персонаж мифического сюжета про Давида и Голиафа. Так было на одной из отчетно-выборных конференций Казахстанской федерации хоккея в середине нулевых. Карташов был единственным, кто выдвинул свою альтернативную кандидатуру на должность президента КФХ. Он знал, что проиграет. Но знал и другое. Что своим поступком напомнит, что журналистика – это не только индикатор общественного мнения, но и ветвь власти. И с ней необходимо считаться. В этом было его профессиональное кредо.

Прощай, Максим. Светлая тебе память…

Номер карты Каспи-банк для помощи семье Максима Карташова – 4400 4301 1705 9334. Stanislav Sarsekov. Мобильный +7-707-181-06-91. Просьба указать от кого и сумму. Поможем, друзья.

Автор: Станислав Сарсеков
Яндекс.Метрика