Клинический факт – казахстанский футбол исчез с экранов телевизоров. ТВ и КФФ/ПФЛК который месяц не могут договориться между собой. Между тем, в старой доброй Европе телевидение – краеугольный камень развития футбольных клубов. Какие возможны варианты выхода из затянувшегося клинча?
КУДА УХОДЯТ МИЛЛИАРДЫ?
Футбольный сезон-2018, стартовавший 4 марта, претендует на сомнительные лавры самого нетелегеничного в истории казфутбола. В рамках элитного дивизиона КПЛ, Кубка и Суперкубка состоялось 64 матча. Лишь два из них транслировались на ТВ – игра за Суперкубок и матч чемпионата "Астана" – "Кайрат". Примечательно, что трансляции организовал не единственный в стране спортивный телевещатель "Казспорт", а канал "Хабар", на спорте отнюдь не специализирующийся.
Причина отсутствия футбольной телекартинки проста как мычание. Футбольная лига ставит условия, которые не принимает спортивный телеканал. И наоборот. Абсурда ситуации придаёт тот факт, что обе структуры, в основном, существуют на бюджетные деньги. ПФЛК проводит турниры за счёт взносов футбольных клубов, которые, в свою очередь, финансируются государственными или квазигосударственными структурами.
Не секрет, что и "Казспорт" с "Хабаром" живут за счёт средств из казны. То есть на наши с вами налоги. Есть, правда, ещё интернет-проект ПФЛК-ТВ, но он существует для узкого круга любителей футбола. Получается, что на футбол и телеканалы государство тратит миллиарды тенге, а увидеть игры чемпионата можно только в сети, но отнюдь не на ТВ.
О какой популяризации футбола в этой ситуации можно говорить? Неужели в очередной программе развития футбола, принятой конференцией КФФ, но, к слову, до сих пор не обнародованной, присутствует пункт – не показывать казфутбол по ТВ?
КОМУ НУЖНА ИГРА МИЛЛИОНОВ?
Из недавнего бюллетеня аудиторской компании Deloitte, видно, что одна из главных статей доходов европейских клубов – это ТВ. Особо отметим, не интернет-ТВ, а именно телевидение.
"Аналитики Deloitte обращают внимание, что в двадцатку богатейших клубов Европы входят десять команд АПЛ, доходность которых, в основном, складывается за счёт прибыли, получаемой от продажи телеправ. К примеру, "Лестер", занимающий 14-ю позицию в Money League, по итогам сезона заработал 271 млн евро. 82% процента из них – 222 млн евро – составляют выплаты клубу по телеправам. АПЛ ещё в 2015 году заключила контракт по продаже прав на телевизионные трансляции. Телевизионные каналы SKY и BT согласились на выплаты порядка 5,1 млрд фунтов стерлингов за период с 2016 по 2019 годы".
Понятно, что КПЛ и АПЛ – это, как говорят одесситы, две большие разницы. Поля-огороды, полупустые трибуны, бетонные заборы… Телекартинка, прямо скажем, не фонтан.
Авторитетный журналист Женис Байхожа в статье "Оставаясь вне ТВ, казахстанский футбол никогда не слезет с бюджетной иглы" считает, что в телетрансляциях в большей степени должна быть заинтересована ПФЛК.
"Немалая часть команд сейчас проводит матчи на каких-то запасных стадиончиках, а то и в других городах. Значит, трибуны либо пустые, либо часть их отсутствует вовсе (обычно восточные, в сторону которых и будет направлено большинство телекамер). Совсем недавно по Интернету разлетелось фото, на котором игрок справляет малую нужду в нескольких метрах от футбольного поля – это случилось 18 апреля во время матча на Кубок Казахстана между клубом первой лиги "Махтааралом" и чемпионом страны "Астаной". Вот такова, с позволения сказать, инфраструктура нашего футбола. То есть, она абсолютно нетелегеничная. А кто должен приводить её в порядок? Сами клубы вместе с федерацией и ПФЛК – больше некому… В условиях Казахстана не телевизионщики должны бегать за ПФЛК, а наоборот. Последняя должна быть инициатором сотрудничества с ТВ, поначалу сама вкладываясь в организацию трансляций", – пишет Байхожа.
Трудно не согласиться с мэтром журналистики, но ведь и на "Казспорте" должны понимать, что футбол – это игра миллионов с большими перспективами для телевидения.
О РЕЛЬСАХ И ДОТАЦИЯХ
Строго говоря, понимание, что казахстанскому футболу и ТВ необходимо переходить на коммерческие рельсы, есть у обеих сторон. Ведь если государство сократит до минимума бюджеты казахстанских клубов (и спортивного телеканала), существует высокая вероятность, что клубы (и канал) вообще прекратят существование. Одно дело работать в псевдорыночных условиях, сидя на бюджетной игле, и совсем другое – зарабатывать на хлеб насущный без всяких дотаций.
Вот, что пишет по этому поводу Женис Байхожа:
"Сообщается, что КФФ определила семь приоритетных направлений на ближайшие годы. Первое из них касается национальных сборных и профессионального футбола. На мой взгляд, последний следовало выделить как отдельное направление, особенно на фоне введения с 1 января с.г. новых законодательных норм, касающихся финансирования спорта в Казахстане, и резко усилившейся в нашем обществе критики по поводу крайне нерационального расходования миллиардов тенге, которые выделяются из местных бюджетов футбольным клубам. Ведь там столько проблемных "дыр", столько всего надо менять! А главное – необходимо наконец-то начать перевод профессионального футбола на коммерческие рельсы. Пока он не станет хоть что-то зарабатывать, вал общественного недовольства будет только нарастать".
Теперь другая цитата. По европейским понятиям, футбол и ТВ – это, если хотите, сиамские близнецы:
"Футбол на европейском континенте поистине является самым смотрибельным, популярным и сверхдоходным видом спорта. По итогам сезона 2016/2017 топ-20 клубов сгенерировали порядка 7,9 миллиарда евро, показав почти 6-процентный рост по сравнению с прошлым сезоном. Прозрачность доходов/расходов клубов, высокая смотрибельность европейских чемпионатов и еврокубков, качество трансляций и клиентоориентированная политика клубов позволяют ФК и ТВ-каналам из года в год привлекать в игру миллионов огромные финансовые средства, тем самым стимулируя её популярности и доходности". (Из материала "Football Money League: Два мира, два футбола")
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФУТБОЛЬНЫЙ ПУЛ – В ВЫИГРЫШЕ ВСЕ!
В самом деле, два мира, два футбола… У кого-то клиентоориентированность клубов и генерация (в том числе с помощью ТВ) миллиардов евро, у других – поднадоевшее и абсолютно бесперспективное кивание друг на друга объединения клубов и телевизионщиков. Между тем, вариантов выхода из ступора не то, чтобы множество, но они есть. Как вам, к примеру, такой?
- Часть средств, выделяемых футбольным клубам и спортивному каналу, государство (в рамках программы пропаганды здорового образа жизни) направляет в так называемый телевизионный пул, формирование которого активирует спящую у нас опцию ТВ-инструмента в деле развития футбола.
- Финансы из пула ПФЛК распределяет между клубами в зависимости от занятого ими места в чемпионате. Как это, к примеру, делает УЕФА в еврокубках.
- Свою долю из средств пула получают и телевизионщики. Причём, не обязательно "Казспорт". Хотя понятно, что у спортивного канала больше шансов в условном тендере. С другой стороны, транслировать футбольные матчи могут и несколько каналов.
Что изменится при таком раскладе?
- Казфутбол вернётся на ТВ.
- Клубы и ТВ получат целенаправленные "телевизионно-футбольные" деньги.
- Клубы будут заинтересованы занять как можно более высокое место в турнире, что косвенно ударит по договорным матчам.
- Наличие полноценных телевизионных трансляций (и качественной футбольной ТВ-аналитики!) нанесёт ощутимый удар по различного рода подковёрным играм.
Одни преимущества! Улучшение спортивной составляющей, без сомнения, повысит популярность казахстанского футбола в стране. Пусть не завтра, пусть в среднесрочной перспективе, но это произойдёт непременно. Чем больше популярность, тем выше интерес бизнеса, средства которого (рекламу никто не отменял) также могли бы пополнить указанный пул. После включения рыночных механизмов государство постепенно снижало бы взнос в пул.
Ясно, что продаваемым товар – казахстанский футбол – сделать в одночасье нельзя. Как нельзя взять и сразу перевести его на упомянутые коммерческие рельсы. Но создавая телевизионный пул, государство сформировало бы инструмент для последующего перехода. В самом деле, зачем каждый день кормить человека рыбой, если можно дать ему удочку?
Cловом, от создания телевизионного пула, детали которого, безусловно, нуждаются в тщательной проработке, выиграют все – и клубы, и ТВ, и предприниматели, и болельщики. А главное, в конечном итоге, выиграет казахстанский футбол, успехов которого, что и говорить, все заждались.
ВЕЛОСИПЕД ДАВНО ИЗОБРЕТЁН
После вступления Казахстана в УЕФА, годовщину которого недавно мы отметили, казалось, что пройдет 5-7, максимум 10 лет и наш футбол выйдет на совершенно иной, качественно лучший уровень. Однако прошло 16 лет, а мы как играли на стадионах 50-60-х годов, так и играем. Как не умели зарабатывать, так и не умеем. Будем честными, кардинальных изменений в казахстанском футболе не произошло. Разве что количество средств, выделяемых на футбол из казны, увеличилось в разы. Между тем, без следования принципам европейского футбола нам свой футбол не поднять.
Придумывать велосипед не надо, необходимо просто пользоваться опытом тех, кто ушёл в развитии далеко вперед. А для начала решить вопрос с возвращением футбола на ТВ. И отнюдь не в качестве бедного родственника.