АЛМА-АТА – САМАРА – АЛМА-АТА
…После развала Союза Ольга Бурковецкая вместе со всей алматинской командой «Мерей» оказалась в армейском клубе города Самары. Успешно отыграла год, тренеры сборной взяли её на заметку, в ЦСКА-ВВС уж готов был её пятилетний контракт с неплохими условиями. Но девушка к удивлению многих вернулась в Алма-Ату. Причина донельзя уважительная – замужество.
Недавно с Ольгой вспомнили этот эпизод. «Большой скандал был, – рассказывает Бурковецкая. – Все меня уговаривали. Потом, мол, будешь жалеть. Помню, какой серьёзный разговор состоялся с Александром Соловьёвым, моим первым тренером, который, собственно, привёз нас в Самару. Но я твёрдо стояла на своём. Уехала и нисколько об этом не жалею».
ВЗРЫВНАЯ СКОРОСТЬ НА БРОВКЕ
– Давайте начнём с истоков, Ольга. Интересно, как вы стали футболисткой?
– Я росла в «Заре Востока». Это алматинский район нынешней барахолки. Там и постигала футбольную азбуку. Так получилось, что игра эта занимала у меня больше времени, чем занятия лёгкой атлетикой и баскетболом, в соревнованиях по которым выступала в городских соревнованиях, имела юношеские разряды. Футбол же был для души. С мальчишками целыми днями пропадали на школьной площадке. Бывало, и на пустырях играли. А однажды узнала, что в городе появилась женская команда. Тогда она «Грацией» называлась. Набралась смелости, позвонила тренеру и напросилась на просмотр.
– Чем убедили Александра Соловьёва?
– Взрывной скоростью. В лёгкой атлетике бегала короткие дистанции. Поэтому пробежаться с мячом по бровке для меня было делом обычным. Александр Николаевич сразу сказал: «Нам такие нужны». И включил в список команды на участие в турнире в Караганде. Там я впервые вышла на поле в настоящем футбольном матче. А когда вернулись домой, начались тренировки и игры.
ТЕБЕ БЫ ОПЫТА НАБРАТЬСЯ…
– Так всё гладко сложилось?
– Не совсем. Поначалу далеко не всегда попадала в основной состав. Больше наблюдала за игрой со скамейки запасных. Настроение, сами понимаете, было не лучшим. Заметив это, Соловьёв посоветовал: «Тебе бы опыта набраться. Поедешь в аренду в Караганду?». Полгода провёла в шахтёрской столице, играла без замен. А когда вернулась, Соловьев стал ставить меня в основу.
– В какой линии играли?
– Больше фланговым хавбеком, подносчиком снарядов. У нас была тактика – играть на Ларису Савину или Татьяну Егорову. У наших основных форвардов был хороший дриблинг, поставленный удар и, что немаловажно, голевое чутье. Особенно у Ларисы, забивавшей особенно много.
УЧАСЬ У КАЙРАТОВЦЕВ
– В союзном чемпионате «Мерей» попортил нервы и турнирную статистику многим командам…
– Было такое. Мы всегда боролись за высокие места. Помню, как прессе нас ставили в пример «Кайрату». Мужская команда в конце 80-х переживала трудные времена, вылетела из высшей лиги. Мы же в Первенстве Союза боролись за пьедестал. Правда, бронзу выиграли уже в первом российском сезоне.
– Чем особенно запомнилось время в «Мерее»?
– Отношением руководства к женскому футболу. У нас не было никаких проблем. Получали хорошую заработную плату, нам предоставляли лучшую арену для игр и тренировок. Между прочим, на Центральный стадион Алма-Аты не каждую команду пускали. «Мерею» же всегда давали зелёный свет… Запомнились спарринги с ветеранами «Кайрата». Мой будущий муж создал тогда команду из кайратовцев, кто уже не выступал за главную команду. Те матчи очень нам помогали. Сегизбаев, Квочкин, Дышленко, Кузнецов, Жуйков и другие были нашими, можно сказать, тренерами, по ходу игр подсказывая, как действовать в тех или иных ситуациях. Многие из них приходили болеть за нас на матчи чемпионата СССР.
ФУТБОЛЬНАЯ СЕМЬЯ
– Тогда вы и познакомились с Владимиром Щербаковым?
– Именно. У нас завязались дружеские отношения, а когда я год отыграла в Самаре, он сделал мне предложение. Сказал: «Выбирай – или я, или Самара» (улыбается).
– Чем занимались по возвращении в Алма-Ату?
– Начала строить бизнес. Тогда, если помните, все занимались куплей-продажей. Но любовь к футболу не давала покоя. И я обратилась к Борису Емелину и Гайше Мусиной, с кем выступала за «Мерей». Они в то время строили новую команду. Потом год выступала за алматинский КТЖ.
– У вас по-настоящему футбольная семья. Владимир хоть и не играл в командах мастеров, имеет самое непосредственное отношение к игре №1. Одно время даже руководил женским футболом в ФФК, до сих пор один из организаторов ветеранского движения. Поиграл в некоторых командах республики и в юношеской сборной страны ваш сын Максим. Это вы его «заразили»?
– Слукавлю, если скажу да. Макс сам проявил интерес к футболу. Когда ему было девять, он твёрдо решил, что станет футболистом. И стал им. Если б не травмы, далеко бы пошёл. Но и после того, как закончил выступать, остался в футболе. Сегодня тренирует детей, и это ему нравится.
– А вы чем занимаетесь?
– У нас небольшой семейный бизнес.
– С с девочками из того состава «Мерея» часто встречаетесь?
– Только по великим праздникам. Или наоборот. Недавно на похоронах Тимура Сегизбаева виделась с Сауле Джарболовой. Знаю, что в городе Оксана Коханная, Александра Светлицкая, Снежана Гогуля и другие. Но видимся очень редко. Приезжала Марина Мамаева, которая до сих пор в России. Она там футбольный рефери.
ЖАЛЬ ДЕВОЧЕК, МЕЧТАЮЩИХ О ФУТБОЛЕ
– Вы можете представить, что Алматы останется в предстоящем сезоне без женской команды?
– Это нонсенс, если команда из такого крупного мегаполиса не будет представлена в чемпионате страны. Именно здесь зародился женский футбол республики. Даже в лихие девяностые он выжил. А теперь, спустя более трёх десятилетий, может уйти в историю. Жаль девочек, которые, как я когда-то, играя в футбол на улице, мечтают о больших победах. Но податься им некуда, поскольку в городе нет женской команды. Хотя, уверена, можно было бы в Алматы создать два-три боеспособных коллектива. Знаю, что в СДЮШОР №3 есть готовая команда, которая могла бы биться за медали чемпионата. Да и «СШВСМ-Барыс», неоднократного чемпиона Казазхстана, нужно сохранить. Девочки ведь до сих пор без дела слоняются. Слышала, они продолжают тренироваться…
– В преддверии весеннего праздника разрешите поздравить вас с международным женским днём и поинтересоваться, как вы отмечали 8 марта в команде?
– Спасибо! А по поводу празднования – ничего необычного. Были тренировки, иногда ходили в кино, гуляли. А в Самаре запомнился праздничный обед вместе с коллективом.