Вернуться к списку статей

Талгат НУРМУХАНБЕТОВ – Опоздай я на час-другой, Салимов уехал бы в «Пахтакор»

Футбол
2K
Талгат НУРМУХАНБЕТОВ ныне тренирует ребят в СДЮШОР №3
Беседуя с Талгатом Нурмуханбетовым, один из тех, кто стоял у истоков футбольного бума в республике 70-х/80-х годов прошлого столетия, всякий раз узнаёшь немало интересного. В продолжении интервью – как открывалось отделение футбола в алматинском спортинтернате, ставшее кузницей футбольных кадров.

Начало здесь

НЕ ДО ФУТБОЛА НАМ…

– Мне рассказывали, что именно вы стали инициатором открытия отделения футбола при республиканском интернате, откуда вышло много известных игроков.

– Всё началось с того, что федерация приняла решение открыть в общеобразовательных школах футбольные спецклассы. Руководил этой работой  Александр Келлер, а я ему помогал. Часто ездили в регионы, отбирали лучших. Всё это не вязалось с тем, что в Казахстане не было отделения футбола в спортнтернате. У других республик этот вопрос был решён давно. Почему? С этим вопросом я в 1978 году отправился в Москву. В Министерстве образования СССР меня выслушали и сказали: «Понятия не имеем, почему в вашей республике не открывают отделение в спортинтернате. Мы ещё в 71-м вам 47 мест дали».

Вернувшись в Алма-Ату, пошёл прямиком к Турыскельдину, который занимался этим вопросом. Тот даже слушать не стал: «Не до футбола нам. Лучше будем развивать перспективные виды спорта». Что ж, набираю номер Минобразования СССР и объясняю  ситуацию. На том конце провода: «Разберёмся».

– Что же было дальше?

– Ждать долго не  пришлось. В один прекрасный день в федерации раздаётся звонок. «Я директор спортивного интерната Талгат Якупбаев, – представился звонивший. – Нам порекомендовали открыть отделение футбола. Хотелось бы, чтобы федерация  не осталась в стороне. Нам нужна помощь в кадрах». Наконец-то сдвинулось! В тот же день я был у директора интерната, ветерана войны, прекрасного организатора и педагога. Решили, что федерация футбола поможет с контингентом учащихся и тренерскими кадрами.

Решить-то решили, но скоро выяснилось, что никто не хотел идти работать в интернат. Многих пугало то, что новая организация, нужно будет дежурить в общежитии и так далее. Первым подписался Сергей Квочкин, затем добро дал Валерий Малыгин. Но когда я уехал за первым набором в Чимкент, Малыгин уволился. Тут звонит Квочкин и говорит: «Не обижайся, у меня тоже есть предложение из одного клуба. Возможно, уйду».

ТЫ ПОЙДЁШЬ – И Я ПОЙДУ

– И что вы предприняли?

– По совету Толчинского поехал к Владимиру Кисёлеву. Бывший кайратовец как раз ВШТ окончил, вернулся из Москвы. Володя сразу сказал: «Если сам пойдёшь, то и я пойду». Я и выпалил: «Пойду». Правда, Толчинский не хотел отпускать меня из федерации. Трижды писал заявление на его имя и трижды Владимир Давыдович  не подписывал. Дошли до председателя спорткомитета республики Аманчи Акпаева. Ему Толчинский привёл веский довод: «Мне скоро на пенсию. Я его на своё место готовлю». Аманча Сейсенович ему: «Можно и на тренерской должности готовить…».

Третьим тренером в интернате стал Юрий Акимов. Вместе наладили работу.  Из регионов отпускали учиться сюда лучших учеников. В разные годы с юными дарованиями работали здесь Виктор Павлов, Евгений Кузнецов, Александр Жуйков, Азат Нильдыбаев, другие наставники. Их вклад в развитие казахстанского футбола трудно переоценить. Спасибо и региональным тренерам, которые помогали нам. Ращупкин из Семея, Ярышев из Павлодара, Сапарбаев из Шымкента, Корольских из Актобе, карагандинцы Бердалин, Чудинов, Гумиров. Благодаря им, были открыты новые имена в казахстанском футболе – Тлешев, Булешев, Жумаскалиев, Биркурманов…Некоторые из них до сих пор играют в командах мастеров.

ФАНАСА ЕДВА НЕ УВЕЛИ

– Многие футболисты называют вас крестным отцом. За кого пришлось повоевать по-настоящему?

– Помню первый набор в интернат. Приезжаю за ребятами в Чимкент, а там уже гонцы из соседнего Узбекистана. Им особенно понравился Фанас Салимов. Еще бы час-другой, и уехал бы наш паренёк в ташкентский «Пахтакор». Успел вовремя. По дороге заехал в Джамбул, взял еще несколько ребят, воспитанников Евгения Ротта. Потом приехали ребята и из других регионов. Тот первый набор оказался поистине золотым. Стукашов, Салимов, Пасько заиграли в сборных юношеских командах СССР, выпускники сразу попадали в команды мастеров. Интернат стал основным поставщиком  игроков в главную команду республики.

Помню, был тяжёлый разговор в Чимкенте с родителями Бахыта Енсебаева. Его отец прямо заявил: «Мой сын не сирота, и учиться в интернате не будет». А через  несколько месяцев сам привёз парня нашим опытным тренерам. Бахытжан был одним из лучших воспитанников интерната. Играл за сборную Казахстана. Жаль, что так рано покинул этот мир…

ФУТБОЛ В РОЛИ ПАСЫНКА

– Вы сегодня хоть и на заслуженном отдыхе, но продолжаете тренировать в СДЮШОР №3?

– Пора, конечно, уступить дорогу молодым, но без футбола не могу. Взял группу детишек, вернулся к тому, с чего начинал. Работа интересная. А из родного интерната, который переехал в Астану, ушёл ещё в 2005 году. Не знаю, культивируют ли сегодня там футбол? Точно знаю, что в Алматы, в аналогичном учебном заведении (РКС), откуда вышли многие известные мастера кожаного мяча, футбол много лет был на задворках. Только недавно там открыли отделение.  Да что там говорить, футбол сегодня везде в роли пасынка. Его попросту выживают из спортивных школ. Хотя, как показывает опыт прошлого, интернаты, спортшколы – идеальный трамплин, отличное место для шлифовки мастерства будущих футболистов.

Автор: Алим Анапьянов
Яндекс.Метрика