Вернуться к списку статей

Вахты рулевых казфутбола – Эффект Непомнящего и синдром кипучей деятельности

Футбол
2K

В день очередной внеочередной конференции КФФ наш портал ещё раз бросает взгляд в прошлое, вспоминая прежних рулевых казахстанского футбола. Часть 1. Часть 2

6. Ерлан КОЖАГАПАНОВ (2014–2017)

Эффект Непомнящего – так можно охарактеризовать начало деятельности шестого по счёту президента казфутбола, единогласно избранного на этот пост 19 декабря 2014 года. Болельщики со стажем, конечно, помнят тренера Валерия Непомнящего, под руководством которого сборная Камеруна произвела фурор на чемпионате мира в Италии-90. Вскоре, правда, выяснилось, что фундамент того успеха был заложен его предшественником Львом Броварским.

Ерлан Кожагапанов

Нечто подобное получилось и у Ерлана Кожагапанова, принявшего футбольное хозяйство у Адильбека Джаксыбекова. Инерция позитива некоторое время работала – «Астана» пробилась в групповой этап Лиги чемпионов, национальная сборная выдала длинную беспроигрышную серию (с осени 2015-го по июнь 2016 года), открывались новые футбольные центры.

Неплохая, в принципе, идея об обязательном отчислении средств на развитие детско-юношеского футбола утонула в, мягко говоря, не самом лучшем способе её реализации. Зарубежные СМИ немало ёрничали и над выбором главного тренера путём интернет-голосования болельщиков.

К сожалению, Ерлан Кожагапанов, уйдя от конфликта интересов (совмещение должности руководителя ППСК «Астана» и президента ФФК), не лучшим образом показал себя в других конфликтах. А их было немало – и внутри федерации, и с внешними «недоброжелателями». Началась текучка кадров, из ФФК и ПФЛК уходили профессионалы.

Фиаско сборной в матчах с Кыргызстаном (0:2), Черногорией (0:5), дело «Алтая», подлили масла в огонь критики, с некоторых пор постоянно лившейся на президента ФФК. В октябре 2016 года Кожагапанов, объявив сначала, что уезжает на учебу за границу, через несколько дней заявил об отставке.

7. Сеильда БАЙШАКОВ (2017–2018)

Знаменитый защитник «Кайрата» 70-х и начала 80-х, первый из воспитанников казахстанского футбола, кто примерил футболку национальной сборной СССР, установил антирекорд по времени на посту руководителя нашего футбола. Причины? Их несколько.

Ещё перед назначением Сеильды Икрамовича в кулуарах приходилось слышать о нём как о президенте транзитного периода, шли и более обидные для кайратовца разговоры – о «свадебном генерале».

Cеильда Байшаков

При Байшакове в январе 2017 года выстрелили юноши. Сборная Казахстана на Мемориале Гранаткина в Санкт-Петербурге заняла второе место, хорошую прессу получила главная звёздочка команды Александра Кузнецова Еркебулан Сейдахмет, к слову, земляк Байшакова, уроженец Тараза.

А дальше случилось невероятное. Толерантный и уравновешенный Байшаков ушёл в глухую тень кипучей деятельности Каныша Аубакирова. Генсек тянул на себя одеяло столь явно, что даже переписал под себя Устав ФФК, зачем-то ставшей КФФ. Именно он, судя по всему, привёл к штурвалу национальной сборной Александра Бородюка, впоследствии посадившего корабль команды на мель. Привёл без объяснения причин, на живое место, сместив посреди квалификации ЧМ-2018 Талгата Байсуфинова, при котором сборная страны стала показывать признаки жизни, сыграв вничью с Польшей (2:2) и Румынией (0:0).

Неприглядная история с Бородюком, перед которым даже не поставили ровным счётом никаких турнирных задач, взбудоражила футбольную общественность и СМИ не на шутку. Лыком в строку стали проблемы с лицензированием стадионов клубов. Вдобавок к этому от турнира «Былгары доп» неожиданно отвернулся главный спонсор. В результате на финальный турнир младшей группы в Семей в июле 2017 года прибыло всего семь (!) из шестнадцати планируемых команд. Хотя генсек во всеуслышание заявил о 4 000 участников этих детских соревнований.

Игра в профанацию ускорила отставку президента федерации. Сеильда Икрамович, проявив свойственные ему мужественность и принципиальность, положив заявление на стол.


Автор: Станислав Сарсеков
Яндекс.Метрика