После продолжительной болезни на 72-м году жизни скончался знаменитый футболист шестидесятых Сейтжан Байшаков.
О нём до сих пор слагают легенды. Особенно тепло отзываются о грозном форварде советских времен его земляки джамбульцы. Девять лет назад мне довелось побывать на одном из домашних матчей «Тараза». Рядом на трибуне оказался один из партнёров Сейтжана. Когда кто-то из местных нападающих не использовал выгодный момент, он воскликнул: «Наш Пеле сто процентов бы забил».
– Пеле? – переспросил я.
– Сейтжан Байшаков. Он мой сосед. Мы с ним за «Энергетик», а потом за «Алатау» выступали. Большой мастер! Таких поискать. Мог один сделать результат.
И мне вспомнились слова замечательного тренера Станислава Каминского, который называл Сейтжана казахским Стрельцовым. За филигранную технику, отличное видение поля.
Как-то кайратовцы играли со своими дублёрами. Если многие футболисты основы не напрягались, зная, что они сильнее, то Байшаков буквально рвал и метал. Особенно после пропущенного гола. Начав атаку со своей половины поля, он накрутил нескольких соперников, в том числе и вратаря, и, поставив мяч на линию ворот, гордо ждал бежавших назад защитников.
В том 1967 году он провел за главную команду республики 23 матча и забил три гола. Причём все его мячи стали победными. Тимур Сегизбаев вспоминал:
– Мы гостили в Москве. Вечером должны были играть с ЦСКА. После утренней тренировки я отправился по магазинам. В то время в Алма-Ате невероятным спросом пользовался торт «Прага». Друзья заказали привезти из Москвы. Я нашёл специализированный магазин и купил четыре коробки. Прихожу в гостиницу, а навстречу Сейтжан: «Откуда у тебя столько «Праги? Может, продашь?». «Забьёшь гол армейцам, – отвечаю ему, – подарю». И, знаете, Сейтжан из кожи лез, чтобы отличиться. На нем буквально висели защитники, а он тащил их вперёд. И гол всё-таки забил! Мы выиграли 1:0. После матча я принёс ему в номер коробку с тортом. Он был несказанно рад.
Сейтжана Байшакова называли в команде «спящим львом». Потому что он всю игру мог быть незаметным, а потом взрывался и забивал решающие голы. Здорово прикрывал мяч корпусом, обладал хорошим дриблингом, умело таранил оборону соперника».
Недолго пробыл Байшаков-старший в «Кайрате». Причина – травмы. Но продолжил футбольную карьеру в родной команде. Джамбульцы толпами шли посмотреть на своего Пеле.
– Сейтжан, – рассказывал его племянник, нынешний президент федерации футбола Казахстана Сеильда Байшаков, – был первым мастером спорта по футболу в Джамбуле. Мы, мальчишки, гордились им. И мне так хотелось быть похожим на дядю. Помню, как радовался тому, что он подарил мне настоящую футбольную форму с номером.
На примере дяди вырос в большого футболиста и Сеильда:
– Не знаю, был бы я футболистом? Надо сказать спасибо моему дяде и тренерам. Это благодаря им я стал играть.
Сейтжан Байшаков был примером и для других джамбульских мальчишек того времени – Ваита Талгаева, Виктора Каткова, Вахида Масудова, Антона Шоха и других известных футболистов, выходцев из этого областного центра.