ВСЕГДА БЫЛ УБЕЖДЁН, ЧТО ФУТБОЛ – ЭТО ГЛАВНОЕ
– Как получилось, что вы снялись в популярных документальных телесериалах?
– Считаю, что футбольный тренер должен быть творческим человеком, творческой личностью во всём. Я давно интересовался кинематографией, в своё время ходил на кастинги. Было интересно: как снимаются фильмы? Текучка мешала заниматься этим часто, но когда уже стал забывать, раздался звонок от создателей «Было дело». Пригласили на роль. Сказал себе: «Почему бы не проверить себя?» Фильм снимался в Алматы. Своей роли я посвятил ровно три дня.
– Типаж – это ваш имидж?
– Да. Я с детства брею голову. Даже на футбольном поле меня называли Лысым, и я не обижался.
– И всё-таки игра номер один остается вашей основной профессией?– Футбол – это не профессия и не работа. Футбол – это моя жизнь. Уже в восемь лет знал, что стану футболистом, а в 11 начал мечтать о карьере успешного тренера. Во мне было убеждение, что это моя дорога. Наверное, потому что повезло с тренерами. Первым моим наставником в моём родном Павлодаре стал Серик Аркенович Абдуалиев, бывший игрок «Иртыша» и «Кайрата». Именно он заложил страсть к игре, передал импульс, которым жил сам.
ТИХОНОВ СНАЧАЛА «НАПИХАЛ», ПОТОМ ПОХВАЛИЛ
– Как очутились в академии «Цесны»?
– В 16 лет появилась возможность поехать в академию в Алматы. В то время это было очень круто учиться футболу в этом учебном заведении. Успешно прошёл просмотр и был зачислен, а уже через полгода подписал профессиональный контракт с клубом «Цесна», чуть позже переименованным в «Алма-Ату». Играл в дублирующем составе на позиции защитника, больше центрального, но мог выступать и на флангах. Универсализм позволил оказаться в сборной – сначала U-17, затем за U-19.
– Сколько довелось сыграть за «Алма-Ату»?
– Нам, рождённым в 1989 году, было сложно пробиться в основной состав. Там играли ребята на три-четыре года старше – Абзал Жумабаев, Сергей Ларин, Рамиль Акбаров, Константин Олейников, Сергей Гридин, Иосиф Дильман и другие. Без легионеров тоже было нельзя. Поэтому мы сидели и ждали своего часа. Нас хотели видеть у себя в роли «лимитчиков» другие коллективы высшего дивизиона, но нас не отпускали. А потом в 2008 году по окончании сезона команду расформировали.
– И вы попали в дубль «Локомотива» (ныне «Астана»), за который играли Андрей Тихонов и Егор Титов...
– Я очень обрадовался, когда нам объявили, что в «Локо» едут Тихонов и Титов. Ведь дома на стене висели плакаты с их портретами. Не то что бы они были кумирами, но мы учились играть у таких мастеров. Помню, охватывала гордость, что мы являемся одноклубниками таких легендарных личностей. Был интересный эпизод в двухсторонней игре. Мы столкнулись с Тихоновым в борьбе за мяч, и я – неумышленно, естественно – в подкате так его «отоварил» по ногам, что он от боли отскочил в сторону. Видимо, не ожидал, что юнец попрёт против «папаши». И так напихал словами, мало не покажется. Но после тренировки Тихонов подошёл ко мне и, протянув руку, сказал: «Молодец! Так и действуй, если хочешь играть в основе. Только щитки надень с двух сторон».
ОТ «КАЗАХМЫСА» ДО «МАХТААРАЛА»
– Основная часть вашей карьеры прошла в Первой лиге. Где вы состоялись как игрок основы?
– Где бы я ни был, всегда старался добросовестным отношением доказать, что приехал не полировать скамейку запасных, а играть. Так было в «Казахмысе», «Астане-1964» – клубах, решавших высокие задачи. Приятно было там играть, но оба коллектива были распущены, и нам пришлось искать другие команды. Дальше были ЦСКА, «Кызылжар» и «Махтаарал», и везде осталась частица моего сердца. В каждом клубе мы, игроки, выносим для себя много полезного. Например, «Астана-1964» славилась своим бойцовским характером. Здесь же были самые активные болельщики. То же самое могу сказать о «Казахмысе», команде с большим потенциалом.
– Что вы взяли с собой с юга?
– «Махтаарал» – мой последний клуб. Там я твёрдо решил завершить карьеру, почувствовав, что остановился в творческом росте как футболист. Да и команда не ставила больших задач. Поэтому было огромное желание расти как тренер. Жители юга научили меня их менталитету. Там люди темпераментные, но душевные. Могут наговорить всякого, а потом просить прощения... До конфликтов не доходило, но разногласия отдельные были. Однако они решались в рабочем порядке. И именно там, на юге Казахстана, меня «настигла слава». Меня знали многие жители района, и дети, и взрослые. Даже таксисты бесплатно подвозили. На каждый матч приезжал районный аким, который знал нас всех по именам. Было приятно играть при болельщиках, их на каждый матч собиралось не менее трёх тысяч. И я рад, что клуб сделал пиар-ход, сыграв переходный матч. Теперь, может быть, «Махтаарал» станет развиваться более уверенными шагами.
МЫ СЕБЯ НЕДООЦЕНИВАЕМ
– Что такое друг в вашем понимании?
– Вопрос философский. Друг – это нечто очень весомое, большое. Не каждый может считаться другом. В футболе, как и в других видах спорта, дружба – не пустой звук. Это когда двое наслаждаются своими отношениями, у них общие интересы и они готовы друг за друга постоять. У меня есть такой друг, это мой павлодарский земляк, тоже футболист, с которым мы вместе начинали – Виктор Крюков. Он известен по выступлениям за «Иртыш» и «Актобе».
– Ну, а кумиры в футболе были?
– Ориентиром были те, кто рядом. Например, достойны уважения мои тренеры – Серик Абдуалиев и Александр Кадейкин. Оба научили меня не только играть, но и быть патриотом своей страны. Этому я учу и своих сегодняшних подопечных.
– Сергей, ваш взгляд тренера на ситуацию в национальной сборной Казахстана?
– На проблему надо смотреть сквозь призму нашего футбольного роста. Мне пришлось выступать в юношеских сборных двух возрастов, и обе, так получилось, соперничали в одной отборочной группе с командами Швейцарии и Уэльса. Когда выступали среди семнадцатилетних, в группе была ещё и Эстония. Если с двумя последними нам удавалось играть на равных, то против швейцарцев было трудно. Они были на голову выше, а в U-19 – уже на две головы выше. Это говорило о том, что развитие футбола в Казахстане ниже той планки, который установили мировые футбольные державы. Следовательно, наша команда сегодня на три головы ниже своих оппонентов. Отсюда и такие результаты.
– А каково ваше отношение к иностранным наставникам?
– В какой-то период иностранцы были необходимы. Например, когда работал голландец Арно Пайперс. Мы тогда только начинали свой путь в Европе, и нашему футболу нужна была твёрдая рука европейского наставника, чтобы перенимать футбольный менталитет. Но потом эта необходимость отпала. У нас хватает своих квалифицированных тренеров, что доказал Талгат Байсуфинов, когда стоял у руля сборной. А совсем недавно Александр Кузнецов, работающий с юношами U-19, подтвердил, что при должном творческом подходе и наши команды могут быть конкурентоспособны. И таких молодых специалистов немало. Мы себя недооцениваем. У нас хорошая школа, хорошие тренерские кадры.