Сегодня исполняется 53 года известному казахстанскому футболисту и тренеру, одному из нынешних наставников «Жетысу», добившегося повышения в классе.
ДО ТАШКЕНТА БЫЛО БЛИЖЕ
– Желание играть в футбол было столь велико, что в 7-м классе я оказался в ташкентском спортинтернате, – начал разговор Кайрат АЙМАНОВ. – Там провёл четыре года, окончил среднюю школу. Вернулся домой, поступил в джамбульский гидромелиоративный институт. Играл за сборную учебного заведения. Даже третье место завоевали среди вузов СССР.
– Любопытно, почему вы выбрали ташкентский интернат, а не алма-атинский?
– Потому что родился и вырос в селе Абай Келесского района Южно-Казахстанской области. Оттуда до Ташкента всего несколько десятков километров. До меня в узбекской столице учились братья Абдукаримовы, мои земляки. Один из них Ержан (позже выступал за «Мелиоратор») и посоветовал поехать туда на просмотр. Отец поддержал идею, поехал со мной. Не думал, что меня зачислят. Когда объявили, не поверил. Потом начались интернатовские будни – тренировки, учёба. Приучался к порядку. Всё это потом вернулось сторицей.
– А на какой позиции играли?
– В основном, центрального защитника. Иногда на правом фланге обороны. Тренеры ставили меня также в опорную зону.
ПОДЧИНИВШИСЬ ПРИКАЗУ
– После института вы оказались в чимкентском «Мелиораторе». Как случилось, что из Джамбула попали к себе на родину?
– Вообще-то в джабульский «Химик» тоже приглашали. Виктор Катков, начальник команды. Но перехватил Бахтияр Байсеитов, тренировавший «Мелиоратор». Сыграв товарищеский матч, пришелся ко двору. «Будешь играть в основе, – сказал тренер. – Оставайся!» Так и получилось – я не пропустил ни одного матча в сезоне-83.
Чимкентская команда выступала в восьмой зоне второй лиги чемпионата СССР. Появилась психологическая уверенность, набрал опыта, ощутимо прибавил в мастерстве. Неожиданно пришел приказ из Алма-Аты, чтобы я приехал на сборы с «Кайратом». Хотел было отказаться, но меня предупредили: не поедешь – вообще не дадут играть ни в одной команде.
Кстати, подобный приказ пришёл и когда меня забрали в армию. «Мелиоратор» играл с хабаровским СКА в Шымкенте. После матча полковник, приехавший с гостями, просмотрел наш состав и, остановившись на моей фамилии, заявил: «Этот не служил. Мы его забираем». И вновь пришлось подчиниться приказу.
Кайрат АЙМАНОВКТО ВЫДЕРЖИВАЛ – ЛЕТАЛ
Родился 29 октября 1964 года. Защитник
Выступал за клубы в чемпионатах СССР и Казахстана: 1983, 1986/87 – «Мелиоратор» (Чимкент), 1984/86, 1990/93 – «Кайрат» (Алма-Ата), 1988/89 – СКА (Хабаровск), 1994/1995 – «Елимай» (Семипалатинск), 1995 – «Ансат» (Павлодар), 1996 – «Мунайшы» (Актау), 1997 – «Жигер» (Шымкент), 2000 – «Акжайык» (Уральск)
В сборной Казахстана сыграл 5 матчей. Обладатель Кубка Центральной Азии (1992)
Тренировал клубы: 2000 – «Акжаык» (Уральск), 2002, 2011/12 – «Кайсар» (Кызылорда), 2004/05 – «Иртыш» (Павлодар), 2006/07 – «Астана», 2007 – «Окжетпес» (Кокшетау), 2009/10 – «Атырау», 2015/16 – «Каспий» (Актау), с 2017 – «Жетысу» (Талдыкорган)
– Но это было после «Кайрата»?
– Я почти три года отыграл за дублирующий состав главной команды республики. А вот в основу почти не попадал. Поэтому решил вернуться в «Мелиоратор», который решал задачу выхода в первую лигу. Правда, Леонид Остроушко, возглавлявший тогда «Кайрат» говорил: «Не торопись, твоё время придет». Много лет спустя, понимаю, что он был прав. Нам хотелось получить всё и сразу – славу, деньги! Но в жизни так не бывает. Надо сначала попахать. Как у Остроушко. Его физические нагрузки помню до сих пор. Не каждый выдерживал. Зато потом по полю буквально летали.
– И всё же в 86-м вы из «Кайрата» ушли…
– В «Мелиораторе», моём первом коллективе, очень ждали. А в «Кайрате» оставил много новых друзей. В год, когда я там появился, в состав зачислили Евгения Яровенко и Сергея Тимофеева. Чуть раньше Эдуарда Сона, Владимира Федченко, Николая Зайцева. Позже каждый из них станет личностью в футболе.
АЙМАНОВ С УЛИЦЫ АЙМАНОВА
– А чем запомнилась вторая лига?
– Прежде всего, бесстрашным футболом. Никто никого не жалел. И в «Мелиораторе», и в СКА все отдавались игре полностью. Но и получали за свой труд в два-три раза больше, чем в дубле высшей лиги. Старожилов второй лиги звали в сильнейшие коллективы страны, но мало кто соглашался на переход.
– Что стало определяющим в вашем повторном выборе «Кайрата»?
– После дембеля отдыхал дома. Раздался телефонный звонок из Алма-Аты. На проводе Станислав Каминский, тренер «Кайрата»: «Давай, мы тебя ждём в Алма-Ате. Постараюсь выбить для тебя квартиру…» И я дал добро, хотя были предложения от «Океана» из Находки, владивостокского «Луча», новосибирского «Чкаловца», волгоградского «Ротора», «Нефтяника» из Ферганы. Квартира в центре Алма-Аты, мечта многих, перевесила.
– До сих пор в ней живёте?
– Нет, на улице знаменитого однофамильца – Шакена Айманова. Оглядываясь, вспоминаю те прекрасные годы. Вся Алма-Ата, кажется, болела за «Кайрат». Та команда до сих пор остается для меня самой главной в биографии. С ней выигрывал золото первого суверенного чемпионата, Кубок республики, два года играл в первой лиге союзного первенства.
В 94-м многие кайратовцы разъехались по другим клубам. Сергей Климов, Сергей Пасько, Виталий Кафанов и я, оказавшись в «Елимае», помогли ему стать чемпионом. Не помню, сколько я там забил, но точно знаю, что все голы – головой, и с подач Климова. Серёга на этот счёт шутил: «Не знаю, почему, но я всё время попадаю тебе на калган».
ВМЕСТЕ С ЯРЕМЧУКОМ, АТАУЛИНЫМ, ГЛУШАКОВЫМ
– У вас были и другие хорошие сезоны. Что особенно запомнилось?
– Первые легионеры. В «Мунайшы» из Актау играл вместе с Василием Каратаевым из московского «Динамо», киевлянином Иваном Яремчуком, спартаковцем Ренатом Атаулиным, московским армейцем Валерием Глушаковым.
– Сразу по завершении футбольной карьеры вы стали тренером. А в 2010-м с «Атырау» заняли пятое место. Хотя в середине сезона никто не верил, что команда попадёт в заветную шестёрку. По этой причине покинул коллектив Виктор Пасулько. А вы сумели настроить ребят и выполнили задачу.
– Это был лучший результат клуба после двух серебряных сезонов (2001, 2002). Вообще мне посчастливилось поднимать атырауский футбол с нуля. В сезоне-2000 мы выступали в группе, которая боролась за выход в первую лигу, а я был играющим тренером. На следующий год «Атырау» сразу допустили для участия в высшем эшелоне. И Ваит Талгаев сумел два сезона подряд продержаться в тройке призёров.
УВАЖАЯ МНЕНИЕ КОЛЛЕГ
– Вы полтора сезона руководили актауским «Каспием». А потом написали заявление по собственному желанию. Что случилось?
– Трудно работать в клубе без инфраструктуры. Даже футбольного поля. Потому не было морального стимула. Команду, находившуюся в первой пятёрке, искусственно сдерживали. В какой-то момент понял, что никогда не выведу такой «Каспий» в КПЛ и покинул клуб.
– Вам довелось работать с такими асами, как Арно Пайперс, Виктор Пасулько, Дмитрий Огай, Альгимантас Любинскас, Саулюс Шермялис. Всегда ли разделяли их точку зрения?
– Есть много вопросов, которые надо решать сообща, но любой тренер должен иметь своё мнение. И не всегда обязательно разделять точку зрения главного. Все мы люди и можем ошибаться. Но в большинстве случаев, как показывает практика, главный тренер подбирает в помощники тех, кого хорошо знает. У каждого, с кем посчастливилось работать, почерпнул массу полезного. В данный момент я в команде Дмитрия Огая. Каждый из нас профессионал. Строим отношения на доверительной основе. Только так, уважая мнение партнёра и коллеги, можно добиться результата. Наш тренерский штаб сумел вывести «Жетысу» в премьер-лигу. Чем не показатель качества работы?!