На днях Твиттер, который, конечно, видел и не такое, устами официального представителя ФФК выдал бомбу.
«Для тех СМИ, которые пишут, что Меркель и Энгель-казахстанцы, поясню: наших паспортов у них нет. Следственно и играть за нас права не имеют». И перед этим – «Оба - граждане Германии и с этим статусом расставаться не намерены».
Прелюбопытнейшее заявление! Хотя бы потому, что Константин Энгель уже сыграл 11 матчей за сборную Казахстана, шесть товарищеских и пять официальных, а Александр Меркель – всего один, но тоже официальный (см. таблицы внизу).
Если верить пресс-секретарю Федерации футбола Казахстана, Энгель и Меркель не имели права играть в этих матчах. То есть ФИФА и УЕФА, в нарушение собственных законов допустив этих игроков к официальным матчам (бог с ними, с товарищескими), закрыли глаза на отсутствие у них казахстанских паспортов, а наши соперники по этим играм вправе подать протест и требовать соответствующих решений. Скандал? Cкандал!
Вообще, история с паспортами казахстанских немцев изначально была, скажем так, неоднозначной. Веб-журналист Александр Ляхов ещё в марте 2015-го опубликовал в еженедельнике «Sport Review» заметки, озаглавленные «Плюём на Конституцию?», с которыми, право слово, не лишним будет ознакомиться футбольным властям.
«Сложно себе представить, чтобы уроженцы Казахстана, а ныне граждане благополучной Германии Сергей Каримов, Генрих Шмидтгаль, Константин Энгель, а теперь вот и Александр Меркель отказались от немецкого паспорта ради возможности поиграть за сборную Казахстана (для чего нужно иметь уже наш паспорт), – пишет автор. – Да они и не отказываются!»
И далее. «А ведь есть сайт Конституционного Совета РК, и там, на странице «Об официальном толковании норм Конституции Республики Казахстан» чёрным по белому написано:
Конституционный принцип «за гражданином Республики не признается гражданство другого государства» обеспечивается следующим механизмом, вытекающим из смысла пункта 3 статьи 10 Конституции Республики Казахстан:
– если гражданин Республики Казахстан приобретает гражданство другого государства, то за ним с этого момента не сохраняется гражданство Республики Казахстан;
– гражданство Республики Казахстан считается недействительным, если его приобретает иностранец, не прекращая одновременно гражданства иного государства»
А по поводу «да они и не отказываются» хороша цитата из самого Меркеля на сайте goal.com: «В понедельник я был в Астане. И теперь у меня, помимо немецкого, есть также и казахстанский паспорт» (Am Montag war ich in Astana. Jetzt habe ich neben dem deutschen auch den kasachischen Pass)».
Вот так! И никак иначе. Теперь следим за руками. Если официальное лицо ФФК говорит, что у Меркеля казахстанского паспорта нет, а сам Меркель утверждает обратное, это значит одно – кто-то из двоих врёт. Самое время достать из рукава любопытное фото документа, снимающего все сомнения относительно того, кто именно.
УЕФА и ФИФА реабилитированы, и остаётся только одно «но». То самое, о конституционной невозможности в РК двойного гражданства. Вопрос сдавали или нет наши немцы германские паспорта, можно считать риторическим. Особенно после высказывания Меркеля.
А вот вопрос – покрывает ли ФФК нарушение Конституции РК – вполне актуален. Особенно после неуклюжей попытки пресс-атташе расставить точки над i – забудьте, дескать, про немцев, нет у них наших паспортов. В том-то и дело, что есть. И получали они их явно с подачи ФФК. Сui prodest – ищи, кому выгодно. Это ещё из римского права.
Вся эта история вновь ярко иллюстрирует принцип «крестиков-тазиков», столь любимый нынешними футбольными властями. И неважно, к чему его применяют – к «Алтаю», «Атырау» или национальной сборной. Чем мутнее и нелогичнее, тем лучше?