См. также «Жетысу», «Тараз», «Акжайык», «Шахтёр», «Атырау», «Тобол», «Актобе», «Окжетпес», «Ордабасы», «Иртыш»
«Кайрат»-2016
Председатель наблюдательного совета – Кайрат Боранбаев (1966 г.р.)
Генеральный директор – Малик Кушалиев (1966 г.р.)
Технический директор – Пётр Нейштетер (1966 г.р.), Евгений Калакуцкий (1962 г.р.)
Директор Академии – Дмитрий Галямин (1963 г.р.)
Главный тренер – Александр Бородюк (Россия), Кахабер Цхададзе (Грузия)
Итоги сезона-2016: чемпионат – 2-е место. Кубок – финалист
Обновление состава по сравнению с сезоном-2015: 40%
Итоги сезона-2015: чемпионат – 2-е место. Кубок – обладатель
КТО ПРИГЛАСИЛ БОРОДЮКА?
Не исключено, что причина обидных неудач как раз и кроется в кадровой политике клуба.
Во-первых, алматинцы ошиблись с главным тренером. Александр Бородюк не сумел подвести команду в должном состоянии к стартовому отрезку чемпионата. Во-вторых, после ухода Патрика ван Лиувена клуб так и не определился со спортивным директором.
Вполне возможно, что ошибка с наставником стала следствием отсутствия спортивного директора, а всё вместе напрямую повлияло на результаты.
БЕЗ СПОРТИВНОГО ДИРЕКТОРА
Перед стартом сезона-2016 было объявлено, что пост спортивного директора «Кайрата» займёт экс-защитник сборных СССР, СНГ и России, московских «Спартака», ЦСКА и испанского «Эспаньола» Дмитрий Галямин. Но в итоге Галямин стал директором кайратовской Академии. К матчу за Суперкубок-2016 спортивного директора в клубе всё ещё не было. Впрочем, это не помешало алматинцам завоевать второстепенный трофей.
Затем «Кайрат» пригласил на эту должность защитника «Кайрата» советских времен, а также немецкого «Майнца» и многих других клубов Петра Нейштетера. Однако и этот специалист чем-то не устроил боссов. В результате Нейштетер сейчас трудится в одной из академий «Кайрата».
В конце концов, алматинцы остановились на кандидатуре российского специалиста Евгения Калакуцкого. Однако на официальном клубном сайте Калакуцкий представлен как технический директор. Получается, что «Кайрат» весь сезон провел без спортивного директора?
ВТОРОЙ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТА
Известно, что алматинцы в плане развития берут пример с больших европейских клубов. А в них, как известно, спортивный директор – вторая в клубной иерархии фигура после президента. Он отвечает не только за академии, но и за селекцию, занимается трансферными вопросами.
Возможно, поэтому перед самым матчем за Суперкубок было неясно останутся ли в команде некоторые футболисты. Например, Станислав Лунин вначале появился в списке команды, а потом пресс-служба попросила вычеркнуть его из числа игроков. В итоге, как известно, Лунин в «Кайрате» остался.
Отметим также неудачный трансфер Герсона Асеведо, да и приглашение Гаэля Тавамбы не выглядело отличным гешефтом. Хорошо, правда, получилось с Аршавиным. Причем клуб выиграл и в игровом, и в маркетинговом отношении. Но это совсем другая история.
ЭКС-ГЕНСЕК РФС, МАСТЕР СПОРТА ПО ГОРНЫМ ЛЫЖАМ
Итак, техническим директором «Кайрата» стал Евгений Калакуцкий – бывший генеральный секретарь Российского футбольного союза.
Помимо РФС Калакуцкий трудился в должности президента ФК «Динамо» (Брянск), а также являлся генеральным директором ФК «Сатурн».
Евгений Геннадьевич окончил Московский областной государственный институт физической культуры по специальности «тренер-преподаватель лыжного спорта». Калакуцкий – мастер спорта СССР по горнолыжному спорту.
Любопытно, что Калакуцкий участвовал в разработке Стратегии развития футбола в России, и именно он не оставил камня на камне от казахстанской стратегии, которую пытался широко рекламировать экс-президент ФФК Ерлан Кожагапанов.
– Казахстанская «Стратегия развития футбола» переписана с российской процентов на 90. Это попросту копия документа, что принят в России. Только плохая копия. И в той «Стратегии» многие моменты вызывают сомнения, а тут они на каждом шагу, – говорил в одном из интервью Евгений Геннадьевич.
ЧЕМПИОНЫ МИРА ПО ГОЛОСОВАНИЮ
Также Калакуцкий засветился в прессе после августовской тайной вечери в Шымкенте, когда охрана не допустила на конференцию ФФК гендиректора «Кайрата» Малика Кушалиева. Россиянин искренне возмущался как организацией конференции, так и её ходом.
– Впервые в жизни участвовал в мероприятии спортивной федерации, где всё было организовано как на режимном объекте. Вокруг футбольного центра БИИК находилось много полицейских автомобилей и машин ГАИ. Внутри помещения, где проходила конференция, и на территории присутствовало человек 50 сотрудников полиции, – говорил технический директор «Кайрата». – Как я понял, члены ФФК очень любят голосовать, а не высказываться или слушать выступающих. Только и было слышно: «Давайте голосовать, давайте голосовать». Какие-то чемпионы мира по голосованию.
Безусловно, Калакуцкий – опытный и высокопрофессиональный менеджер, однако об эффективности его работы судить со стороны трудно. Как нам сказали в клубе, он выполняет и функции спортивного директора, и советника руководителя. В любом случае, решения в «Кайрате» принимают совсем другие лица.
ЖЁСТКИЙ УПРАВЛЕНЕЦ С ОПЫТОМ РАБОТЫ
Малик Кушалиев, генеральный директор «Кайрата» с 2012 года, на протяжении всей карьеры занимался в различных компаниях юридическими вопросами.
– Когда мы стали изучать опыт развития футбольных клубов в Европе, были удивлены, что практически везде управленцами являются юристы или экономисты. Ни в одном из клубов мы не увидели в роли руководителя бывшего футболиста. Малик Кушалиев по образованию юрист, с огромным опытом работы. К сожалению, большой объём ежедневных задач, которые он успешно решает, обычным людям не виден, – говорил о Кушалиеве председатель наблюдательного совета «Кайрата» Кайрат Боранбаев.
Главному боссу «Кайрата», конечно, виднее, ведь Кушалиев ранее занимал должность заместителя генерального директора по правовым вопросам ТОО «КазРосГаз», где трудился Боранбаев.
За время работы в клубе Кушалиев прослыл в высшей степени жёстким и требовательным руководителем. Возможно, даже сверх меры. Однако именно Кушалиев системно оппонировал зарвавшемуся руководителю ФФК. Показательный факт – Малик Булатович демонстративно покинул тот присной памяти совет ПФЛК, на котором под давлением Кожагапанова был избран новый руководитель организации – «капитан национальной и молодёжной сборной Казахстана».
СКАЗКА, БЫЛЬ И ЛЕГИОНЕРЫ
Что и говорить, Боранбаеву удалось превратить сказку в быль. «Кайрат» при этом руководителе стал клубом с инфраструктурой, которой могут позавидовать и европейцы. Современные базы детской и юношеской академии, комплекс зданий и полей для основы и дубля, официальный магазин, спортбар...
Ни один клуб в Казахстане не может похвастать таким футбольным богатством. Да и вряд ли в ближайшем будущем у кого-то из наших команд появится даже малая часть кайратовской инфраструктуры.
Ну а то, что в академии «Кайрата» трудятся упомянутые Галямин и Нейштетер говорит о серьёзном подходе в деле воспитания своих кадров. Жаль только, что (пока, по крайней мере) свои кадры как раз в основной команде не играют. В главном «Кайрате» ставка сделана на легионеров. И, похоже, в ближайшем будущем политика в этом отношении не изменится. Впрочем, поживём – увидим.