ИЗ ГЕОРГИЕВКИ – В БУНДЕСЛИГУ
– Эдуард, вы первый в Бундеслиге арбитр родом из Казахстана. Расскажите о себе.
– Родился в 1983 году в Георгиевке, что в 150 километрах от Алматы. Когда мне было 6 лет, родители, как многие немцы в те годы, переехали в Германию. И я, конечно, с ними. Пошёл в школу в Регенсбурге, начал заниматься футболом. Когда мне было лет 13, увидел объявление о наборе в школу арбитров. Позже играл в местных любительских командах и параллельно судил. Cудейство у меня как-то сразу стало получаться неплохо, увидел перспективу.
В 22 года начал обслуживать игры региональной Байернлиги (четвёртого немецкого дивизиона) и понял, что как судья могу добиться большего, чем как игрок. Потом дело пошло быстро. В 25 я уже судил третью лигу как главный судья. Несколько лет судил и на линии, и в поле игры второй и третьей Бундеслиг, но потом стал работать только ассистентом главного арбитра. В этом качестве стал судьёй высшего дивизиона немецкого чемпионата. Всегда мечтал работать на матчах Бундеслиги, и вот мечта сбылась.
В БРИГАДЕ С АЙТЕКИНОМ
– Почему специализировались именно как боковой судья?
– Опытные арбитры, курирующие молодых, посоветовали. Так у меня больше перспектив. Как в Бундеслиге, так и на международной арене. Я уже судил игры молодёжных и юношеских сборных. В Германии сейчас работаю в бригаде известного рефери Дениза Айтекина. Именно с ним в качестве четвёртого арбитра обслуживал несколько игр Лиги чемпионов.
– Почему не на линии?
– Для этого нужна категория судьи ФИФА. Надеюсь, скоро получу.
– Что для этого нужно?
– Прежде всего, хорошо работать в играх немецкого чемпионата. Раз в год Немецкий футбольный союз отправляет в ФИФА список кандидатов. Верю, что и эта моя мечта вскоре осуществится...
БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ – ЛУЧШЕ КВАЛИФИКАЦИЯ
– Многие немецкие судьи успешно работают на международных играх. В чём, на ваш взгляд, они превосходят арбитров из других стран?
– Думаю, дело в практическом опыте, который очень многое значит в нашей работе. В играх 3-4-й немецких лиг я приобрёл больше опыта, чем судьи других стран в своих высших лигах. Опять-таки мне не раз приходилось работать на больших стадионах, при 50-70 тысячах зрителей, и это тоже колоссальный опыт. Для судей из других стран такие игры – большая редкость. Работать в такой обстановке, под невероятным давлением трибун, они часто учатся уже только в международных играх.
– Знаете ли вы кого-то ещё из судей в немецком футболе, кто родился в бывшем СССР?
– Думаю, что в Бундеслигах, кроме меня, больше никого. Те, кого я знаю, судят в низших лигах. Сейчас в Германии много игроков родом из Казахстана. Иногда подходят после игры, спрашивают, откуда я родом.
– Не хотите поделиться опытом с судьями из Казахстана – провести, например, семинар или поработать на каком-нибудь важном матче на родине?
– Если пригласят, с удовольствием приеду. Но такие вопросы решается на уровне федераций, насколько я знаю.
ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ОТ ФИНАЛА
– Недавно вы судили финальный матч Кубка Германии между дортмундской «Боруссией» и «Айнтрахтом» из Франкфурта. Каковы впечатления?
– Любому арбитру такие игры запоминаются. Я уже не раз пересматривал видео, и всё ещё под впечатлением. Конечно, мне и ранее приходилось работать на огромных переполненных стадионах. Но там всё-таки 90 процентов болельщиков одной команды, а тут примерно 50 на 50, и ты понимаешь, что любое твоё спорное решение не понравится десяткам тысяч людей. И это только на стадионе, а ведь финал Кубка смотрят миллионы и по ТВ.
– Какую оценку получила ваша бригада за ту игру?
– Дело в том, что инспекторы дают оценку после каждой игры Бундеслиги, но после финала Кубка – нет. Считается, что тут оценку и даёт пресса. Судя по СМИ, отработали мы без серьёзных ошибок. Руководство же судейского комитета после игры нас поздравило, так что всё в порядке (смеётся).
– Дальнейшие планы?
– Сейчас у нас небольшой отдых, а потом, как обычно, судейские сборы и подготовка к новому сезону.
ВИДЕО В ПОМОЩЬ
– В новом сезоне в Германии вводят видеоповторы. Как вы к этому относитесь?
– Положительно. Думаю, это уменьшит количество судейских ошибок. В Германии уже вовсю готовятся к этому, я даже участвовал в тестировании системы.
– Значит, будете и сами работать видеосудьёй?
– Нет-нет, у нас всё-таки специализация. Как я понял, для видеосудейства будут привлекать бывших арбитров. Тех, кто по возрасту уже не может работать в поле.